Елена Глушкова
Памятка для родителей «Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила педагог-психолог Глушкова Елена Юрьевна
Вот и лето пролетело, впереди 1 сентября.
Поступление в школу – это переломный момент в жизни ребёнка и его родителей. Родители волнуются : Как там ребенок будет один, Справится ли, Не потеряется?. Кем окажется ребенок среди сверстников? Как они его примут и воспримут?
Проблема адаптации первоклассников к обучению в школе находится под пристальным вниманием психологов.
Публикация «Памятка для родителей „Проблемы адаптации дошкольников к обучению в школе“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Темочки
Продолжительность адаптации обычно проходит от 3-4 недель до 2-х месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка. В среднем адаптация может продолжаться от 10-18 дней до 1-3 месяцев (и даже более) и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности, снижением его самооценки снижение работоспособности, успеваемости ребенка, ухудшение памяти, рассредоточение внимания, сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Адаптационные трудности вхождения в школу возникают практически у всех детей.
Позиция педагога по отношению к ребенку отличается от позиции воспитателя детского сада,
Необходимо, чтобы к моменту поступления в школу ребенок достиг определенного уровня интеллектуального, речевого и личностного развития.
А так же значение имеют : хорошее отношение ребёнка к школе, желание идти в школу, активное вовлечение родителей в деятельность школы, академические успехи ребёнка и т. д. Важным условием формирования учебной деятельности является развитие мотивационной сферы.
Легче всего проходит период адаптации у здоровых, хорошо подготовленных к школе детей. Любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания и другие факторы риска, ухудшают состояние ребенка, снижают работоспособность, создают основу для повышенной утомляемости и возникновения школьных трудностей
Очень важно, чтобы родители с должным вниманием и приветливостью, отнеслись к ребенку в этот период,чтобы день поступления в школу запомнился ему на всю жизнь как радостный, как день вступления в новую жизнь. Таким образом, можно сказать, что страх, который переживают дети в дошкольном возрасте перед поступлением в первый класс, более яркий и запоминающийся. Приучая к новым обязанностям, помогая ребенку с ними успешно справляться, вы, родители, облегчаете трудности адаптации и снижаете опасность возникновения девиантного поведения.
В дошкольный период ребенок занимался в основном тем, что ему нравилось и что ему удавалось. Игровой элемент был ведущим и при воспитании усидчивости, сосредоточенности: совместное чтение интересной книги, раскрашивание картинок, составление пазлов и т. д. Кроме того, дома ребенка хвалили гораздо чаще, чем критиковали.
В школе ситуация другая : содержание уроков не всегда бывает интересным,. кроме того необходимо выполнять не очень интересное задание, ребенка окружают сверстники, которые, может быть более способны или насмешливы, недружелюбны. Возникает замкнутый круг: критика первых неудач подавляет уверенность в своих силах и снижает интерес к учебе, что в свою очередь отрицательно действует на успеваемость. В результате возникает нежелание посещать школу. А если ребенок идет на занятия через силу, в подавленном состоянии, то естественно у него не будет ни должного внимания, ни сосредоточенности, ни интереса.
Признаки завершения адаптации :
• Ребенку нравиться ходить в школу, он с большим удовольствием рассказывает о своих маленьких победах и неудачах;
• Ребенок хорошо спит, жизнерадостный, активный, любопытный, не жалуется на разнообразные боли (в том числе мнимые, редко болеет;
• Ребенок самостоятельно одевается и переодевается (как дома, так и в школе, хорошо ориентируется в здании учебного учреждения, без проблем ходит в столовую и туалет, а при необходимости может обратиться к педагогам за помощью;
• У ребенка появились друзья в классе, он знает их по именам и общим интересам.
Памятка для родителей :
- Соблюдайте благоприятный и психологический климат в семье: без ссор и истерик;
- Поощряйте ребенка, даже малые успехи, особенно в первые этапы обучения;
- Обязательно разбирайте школьный день — как прошел, что делал, с кем подружился, и т. д. ;
-В первое время снижайте требования к оценкам, объясняя,что ребенка любят не за хорошие оценки;
-Найдите дополнительную сферу деятельности, где ребенок хочет себя проявить: в школьных кружках или в иных занятий, только не в ущерб отдыху и развлечениям;
- Максимально обеспечить ребенку полноценный 8-ми часовой сон;
-Обеспечьте полноценное разнообразное питание, возможно давать ребенку печенье, яблоко, воды или сока, с собой;
Удачи!