Елена Бабарико
Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития педагогической компетентности родителей вопросах по организации совместной деятельности ребёнка посредством образовательной технологии «Ситуация» Л. Г. Петерсон
Ход собрания
1. Повестка
Тема нашего родительского собрания «Образовательная технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников»
2. Организационный момент
Публикация «Образовательная технология „Ситуация“ Л, Г, Петерсон в организации образовательной деятельности дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Родители, заходя в зал, берут разноцветные фишки. В зале стоят столы, на столах лежат фишки-указатели. Родители рассаживаются за столы согласно цвету своей фишки (3 стола)
3 Основная часть
- Любая деятельность ребенка дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения и навыки. Вы согласны с этим утверждением?
- На столах лежат карточки, на которых напечатано какие навыки и умения можно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте. Если вы согласны, то карточку откладывайте в одну сторону, если нет - в другую сторону.
Самостоятельность, инициатива
Умение планировать свою деятельность
Ставить перед собой цель
Оценивать результаты своей деятельности
Организовать сою деятельность
Получить наглядный результат своей деятельности
Самостоятельно получить знания
Справляться с возникающими трудностями
Предлагаем родителям обменяться мнениями.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обязывает дошкольные учреждения организовывать так образовательную деятельность, чтобы дети, выходя из дверей детского сада, имели все перечисленные навыки и умения.
С этой целью наше дошкольное учреждение внедряет «Технологию деятельностного метода обучения» (технологию «Ситуацию», разработанную под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы Георгиевны Петерсон. И сегодня мы постараемся вас познакомить с данной технологией.
Данная технология включает в себя образовательную ситуацию, в которую мы вводим ребёнка, и он открывает для себя новые знания.
Задачами образовательной ситуации «открытия» являются:
• расширение знаний ребенка путем включения в нее новых знаний;
• формирование способности ребенка к освоению нового способа действия.
Образовательная ситуация «открытия» нового знания включает следующие структурные моменты:
• введение в ситуацию;
• актуализация детского опыта (знаний, умений, способов);
• затруднение в ситуации;
• открытие «нового» знания (способа действий);
• включение «нового» знания (способа действий); в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях;
• осмысление.
На примере занятия мы с вами рассмотрим подробнее, каким образом реализуются перечисленные структурные моменты технологии «Ситуация».
Познавательная деятельность
Тема: «На лугу, в лесу, в саду».
Введение в ситуацию
На данном этапе с помощью беседы, связанной с жизненным опытом детей, мы создаем условия для возникновения у детей желания включиться в деятельность. Далее мы переходим к сюжету занятия и мотивируем детей на желание поиграть или, помочь кому-либо или найти, узнать. В конце этапа вопросам: «Хотите?», «Сможете?» мы формируем уверенность детей в собственных силах.
Ребята, вы любите получать подарки? Что бы вам хотелось получить в подарок? А что лучше всего подарить маме? Конечно, лучший подарок для любой женщины, цветы. А какие цветы любят ваши мамы? Ребята, где можно взять цветы? (В цветочном магазине). В наш цветочный магазин привезли так много цветов, что продавцы не успевают составить букеты, боятся, что цветы завянут, и просят нас с вами помочь. Хотите помочь продавцам? А сможете?
Актуализация знаний и умений
На данном этапе мы организуем так деятельность с детьми, в которой актуализируются (выходят) знания и опыт дошкольников, необходимый им для «открытия» новых знаний. При этом дети воспринимают происходящее как игру и не догадываются о том, что мы ведем их к «новым» открытиям.
Ребята, в магазине была уборка, и все цветы поставили в одну большую вазу. Продавцы боятся, что цветы могут погибнуть. Расставим цветы по отдельным вазам. У нас это получится?
( Дети раскладывают цветы по разным вазам: садовые, лесные, луговые).
- Сколько ваз у нас получилось?
- Какие цветы в вазах?
Затруднение в ситуации
На данном этапе мы моделируем такую ситуацию, в которой дети сталкиваются с затруднением. С помощью вопроса «Смогли?» мы мотивируем детей на мыслительную деятельность. «Значит, что нам нужно узнать? Чему нам нужно научиться?» данные вопросы формируют у детей опыт видеть, что необходимо сделать, чтобы достигнуть своей цели. Но не знают, как это надо сделать, и в этом испытывают затруднения.
Дети помогли продавцу расставить цветы, которые они знают, по вазам: в одну - садовые, в другую - луговые, в третью - лесные. Воспитатель сообщает детям, что в магазин завезли еще несколько цветов, их нужно тоже поставить в вазу, в зависимости от места произрастания. Дети в затруднении. (Цветы, незнакомы детям)
- Смогли помочь продавцу? (Спрашиваю родителей)
- Не смогли.
- Почему не смогли? (Спрашиваю родителей)
- Не знаем, где растут эти цветы.
- Значит, что нам нужно узнать? (Спрашиваю родителей)
- Где растут эти цветы.
Открытие «нового» знания (способа действий)
Дети предлагают способы получения нового знания и приходят к выводу, что лучше всего посмотреть в информационном источнике. Педагог подводит их к плакату с изображениями лесных, луговых и садовых цветов. Дети отыскивают изображение своего неизвестного цветка, воспитатель называет цветок, дети проговаривают: «Георгин — садовый цветок» и ставят его в вазу с другими садовыми цветами и т. д. Все справились, возникает ситуация успеха.
Включение «нового» знания в систему знаний.
На данном этапе мы закрепляем с детьми новые знания и умения. Дети слушают и повторяют инструкцию взрослого, планируют свою деятельность, педагог направляет детей, используя вопросы «Что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? С чего начнете? Как узнаете, что выполнили задание правильно?». Часто организуем самопроверку по образцу или взаимопроверку. Используем различные формы работы — в группах, в парах и индивидуально.
- Ребята, продавцы просили составить 6 букетов. 2 букета из луговых цветов, 2 букета из лесных цветов, 2 букета из садовых цветов. (В группе 12 детей). Предлагаю разделиться по парам, и каждой паре составить один букет на выбор.
- Что вы сейчас будете делать?
- С чего начнете?
- Как узнаете, что выполнили задание правильно?
В конце, когда все букеты будут собраны, предлагаю детям проверить друг друга, не перепутали ли они цветы.
Осмысление
С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» мы помогаем детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Далее, с помощью вопросов: «Как вам это удалось?», «Что вы делали, чтобы достичь цели?», «Какие знания, умения, личностные качества вам помогли?» подводим детей к тому, что «детской» цели они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились, определенным образом проявили себя.
- Нам удалось помочь продавцам?
- Как вам это удалось?
- Благодаря чему вам это удалось?
Таким образом, использование образовательной технологии «Ситуация» позволяет создать условия для: накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения; развития навыков познания нового.
4. Практическая деятельность (работа в группах)
- Уважаемые родители, скоро приближается праздник «День матери» и Новый год. Используя представленную технологию, предлагаем вам совместно своим ребёнком изготовить из бумаги поделки. На Новый год – хлопушку. На «День матери» - тюльпан
А мы вам в этом поможем.
На столах лежат карточки-подсказки (структурные элементы)
• Введение в ситуацию
• Актуализация детского опыта (знаний, умений, способов)
• Затруднение в ситуации
• Открытие «нового» знания (способа действий)
• Включение «нового» знания (способа действий); в систему знаний (способов интеллектуальной и практической деятельности, в которых новое знание или способ действий используется в новых условиях
• Осмысление.