Елена Филатова
Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
Роль знакомства детей с природой во всестороннем развитии и в особенности обогащении словаря очень велика. Перед воспитателем стоит важная задача: помочь каждому плохо слышащему ребенку овладеть речью. Конечно,желательно,чтобы воспитатель владел методикой постановки звуков и всегда мог исправить произношение звука в слове. Чем больше глухой ребенок будет говорить, тем скорее автоматизируется его речь. Формирование речи производится двумя путями:в естественных условиях и на занятиях. И, конечно, слова,в произношении которых дети упражняются. в естественных условиях, на реальных предметах, запоминаются быстрее.
Публикация «Обогащение словаря детей с нарушением слуха на прогулке (из личного опыта)» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
Глухой дошкольник мыслит конкретно, образно,и поэтому на прогулке мы продолжаем работу сурдопедагога,а иногда воспитатель знакомит детей с новым словом-названием явления или предмета, а педагог использует эти слова на занятии.
Например. Воспитатель первым знакомит детей с глаголами прошедшего времени-гуляли. играли, прыгали и т. д.
Работа по обогащению словаря планируется на месяц и на неделю совместно с сурдопедагогом. особенно важно это в первые 2 года обучения. Воспитатель отбирает вместе с педагогом весь материал, который нужен на прогулке.
Прогулку мы строим так :
1)Отмечаем какое время года, какая погода. знакомим с окружающим путем наблюдений.
2)Подвижная игра со всей группой детей.
3)Труд детей.
4)Творческие игры, игры- забавы, индивидуальная работа с детьми.
Ознакомление детей младшего возраста с природой и окружающим миром надо начинать с наиболее доступных для них природных объектов, расположенных на участке детского сада. В дальнейшем можно проводить прогулки в парке или сквере, находящихся недалеко от детского сада. Наблюдения за одним и тем же объектом должны быть непродолжительными(1-2 мин., но многократными.
Так знакомство с цветущими растениями начинаем с рассматривания цветника,отмечаем их красоту. Даем таблички:ЦВЕТЫ, КРАСИВЫЕ.
При повторных осмотрах клумбы детям показываем отдельные части растения- ЛИСТЬЯ,ЦВЕТЫ, предлагаем понюхать некоторые из них. Объясняем, почему нельзя ходить по клумбе и мять цветы.
В дальнейшем осматриваем клумбу в разное время года и постоянно знакомим детей с названиями цветов и их цветом- РОМАШКА, БЕЛАЯ.
Рассматривая дерево в первый раз даем табличку- ДЕРЕВО. При следующем рассматривании даем таблички- СТВОЛ,ВЕТКА, ЛИСТЬЯ. Обращаем внимание, что листья летом зеленые, а осенью желтые. Зимой листьев на деревьях нет. На основе накопленного опыта у детей возникают причинно- следственные связи.
При работе по обогащению словаря используем следующие приемы:
- показ с названием (объекта, действия, качества);
- просьба- предложение сказать, произнести каждое слово; - использование нового слова в сочетании со знакомыми словами;
- поручения, предполагающие ответ- действие (дай, покажи, принеси, сделай. найди)
Эти приемы являются ведущими при наблюдении и рассматривании объектов.
Такая плановая, систематическая работа по проведению экскурсий и прогулок в природу, отбор объектов для наблюдений, постепенное усложнение образовательного материала, повторение его дали возможность познакомить, а затем закрепить первоначальные представления детей о природе, установить причинную связь между явлениями природы и обогатить словарь детей. Речь у Вики, Глеба,Светы стала более гибкой, связной и последовательной, богаче стало и их творческое воображение.