Иванна Ткаченко
Доклад из личного опыта: «Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: оно является и игровым методом обучения детей, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра используется при обучении детей родному языку, математике, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Публикация «Доклад из личного опыта: „Дидактическая игра как средство обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: с предметами, природным материалом, игрушками, настольно – печатные и словесные игры.
В дидактических играх широко используются разнообразные предметы. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных дидактических задач, например, отобрать все игрушки, сделанные из дерева, металла, пластмассы, керамики. В играх совершенствуются знания о материале, о предметах, необходимых людям в различных их видах деятельности, которую дети отражают в своих играх.
В нашей группе дети играют и в игры с природным материалом (это листья растений, разнообразные камушки, ракушки). При проведении таких игр, как «Чьи это детки?», «С какого дерева лист?», «Кто скорее выложит узор из разных листочков», «Разложи листочки по убывающей величине», «Составь букет» и др. В эти игры можно играть непосредственно на прогулке.
Некоторые дидактические игры имеют сюжет, требуют разыгрывания ролей. Так в игре «Магазин игрушек» есть продавец и покупатель. В игре «Узнай по голосу» каждый ребенок изображает какое – то животное.
Например: ребенок приходит в магазин и говорит, что хочет купить круглое, сладкое, румяное, сочное, которое выросло на дереве, а продавец угадывает, что это.
Мы еще проводим игры- инсценировки, показ с помощью игрушек небольших сценок, в которых перед детьми ставится дидактическая задача. Так в игре «Что такое хорошо и что такое плохо» состоит в том, что дети показывают сценки из художественных произведений или из жизни, а дети определяют. Кто из действующих лиц поступает хорошо, кто плохо. Часто дети используют эпизоды из рассказов В. Осеевой, эпизоды из жизни группы.
Игры с предметами наиболее доступны детям. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства.
Настольно – печатные игры так же, как и игры с предметами основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами). Мы играем с детьми в игры о сезонных явлениях в природе (лото «Времена года», «Во саду ли в огороде», «Что растет в лесу», имеются игры о различных профессиях («Что кому нужно для работы»).
В старшей и подготовительной группе дети с интересом играют в игры посложнее - одни изображают действие, нарисованное на картинке, а другие – отгадывают, кто нарисован и что делают там люди. Например, дети играют в баскетбол, пожарные тушат пожар, моряки плывут по морю, строители строят дом и т. д. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению к творческому поиску в создании необходимого образа.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с восприятием предмета, в них дети оперируют представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы.
Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщения. Например, назвать трех диких или домашних животных, три породы деревьев, три вида цветов, вспомнить, что растет на огороде в поле, в лесу.
Некоторые словесные игры для старших дошкольников строятся на соревновании в сообразительности. К таким играм относится народная игра «Фанты». Ведущий произносит слова:
«Нам прислали сто рублей.
Что хотите, то купите
Черный, белый не берите,
«Да» и «Нет» не говорите.
После этого задает разные вопросы, стараясь спровоцировать отвечающего. Например: «Что продается в булочной?» - «А какой ты больше любишь?» - черный или белый? – «Всякий?». Нашим детям нравятся игры-загадки «Да и нет». Но чтобы отгадать загадку отгадывающий должен задать последовательно несколько вопросов, что является хорошим упражнением логического мышления. Например:
-В комнате есть этот предмет?
-Да.
-На полу?
-Нет.
-На потолке?
-Да.
-Стеклянное?
-Да.
-Светит?
-Да.
(отв. : Лампочка)
Люблю проводить с детьми игру «Похожи – не похожи», очень интересно, как дети доказывают свою точку зрения. Суть игры в том, что играют две команды (или два ребенка). На мольберте две картинки и одна команда доказывает, что предметы похожи, а другая – нет! Примерные пары: собака и пчела, курица и рыбка, аквариум и улей, дерево и цветок и т. д.
- Собака и пчела не похожи: собака большая, а пчела маленькая.
-Они похожи: они оба живые.
-Они не похожи: собака – зверь, а пчела – насекомое.
-Зато и пчела и собака могут укусить и т. д.
Руководство дидактическими играми в младших группах берет на себя воспитатель, он сам играет с детьми, объясняет им правила игры, первый узнает предмет на ощупь, описывает картинки. В старших группах дети до начала игры должны уяснить ее задачу и правила. Но и старшие дети очень любят, когда с ними играет воспитатель. Во многих дидактических играх для старших дошкольников, имеются элементы соревнования: кто- то выигрывает, а кто-то проигрывает. Иногда у детей это вызывает излишнее возбуждение, азарт, обиду. Не следует допускать этого, нужно воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу. Проигравшему ребенку нужно внушить веру в свои силы. Надо научить детей радоваться успехам товарища. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива. Игра не должна быть навязчивой, а свободно выбранной из предложенных игр. К поступлению в школу у детей появляется устойчивый интерес к приобретению знаний. Ведь дидактические игры способствуют развитию сообразительности, наблюдательности, закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность, умению применять полученные знания в новой ситуации.