Папки-передвижки

Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Галина Лаврова
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2014г).

Коррекционное воспитание и обучение осуществляется по программе Е. А. Екжаковой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».

Публикация «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах

Приоритетным направлением работы в нашем детском саду является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, тем самым прослеживается взаимосвязь с выбранной темой АПО: «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования дидактических игр и лексических упражнений». Также тема опыта соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно которым «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной и монологической речи».

Заключены договора по сотрудничеству с такими социальными институтами, как филиал детской библиотеки №5 микрорайона «Журавлики», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», городской краеведческий музей, Дворец спорта «Кристалл».

В группе для детей с ЗПР создана определенная предметно-развивающая речевая среда, отвечающая требованиям ФГОС: оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная, способная обеспечивать реализацию образовательной области «Речевое развитие» как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации культурных практик в режиме дня.

Началом опыта работы стало проведение предварительной диагностики уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, у которых ярко выражены расстройства нервно-психической сферы.

Для мониторинга оценки словаря детей были использованы методики Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», О. Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи», С. Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», Е. Н. Краузе «Антонимия в речи», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко с подбором заданий на выявление уровня развития словаря обобщающих понятий, словаря признаков и действий предметов.

Результаты диагностики свидетельствуют о том, что 85% дошкольников, являющихся воспитанниками старшей дошкольной коррекционной группы нашего детского сада, имеют очень низкий уровень сформированности словаря. У детей ограничен запас видовых, родовых, обобщающих понятий; дети затрудняются в подборе слов-антонимов, не способны самостоятельно образовывать новые однокоренные слова, затрудняются дать характеристику предмета, подбирая к нему слова-описания (прилагательные); зачастую сходные предметы называют одним словом либо употребляют неточные слова. Даже если ребенок уже знаком с каким-либо словом, в свободном общении он это слово не использует. В большей степени у дошкольников с ЗПР наблюдается неточность употребления и понимания слов, а иногда - и полное отсутствие в словаре детей того или иного понятия. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют наименования многих предметов, признаков и действий.

Такие результаты исследования привели автора опыта к мысли об активизации работы по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования специальных дидактических игр и упражнений в практике работы.

Актуальность опыта

По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.

В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, словаря. У таких детей отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. В словаре детей с ЗПР редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др., действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов.

Таким образом, нарушения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития, проявляющиеся на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, представляют актуальную проблему воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Несмотря на имеющиеся в литературе данные, вопрос об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития является недостаточно изученным. Так, например, нерешенной остается проблема выявления таких особенностей формирования различных компонентов лексики у дошкольников с задержкой психического развития, как: объема словаря, точности понимания и употребления слов, семантической структуры различных категорий слов (существительных, прилагательных, глаголов, организации лексико-семантических полей. Кроме того, недостаточно разработаны основы коррекционного обучения детей данной категории именно дошкольного возраста

Возникает проблема, какие педагогические условия будут способствовать словарной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС главное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Именно поэтому одним из путей обогащения и развития словаря у детей с ЗПР автор опыта видит в использовании дидактических игр и лексических упражнений игрового характера, направленных на формирование активного и пассивного словаря дошкольников.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации развития и обогащения активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему речевых игр и упражнений, направленных на совершенствование лексической стороны развития речи дошкольников.

Длительность работы над опытом

Работа над опытом осуществлялась на протяжении трех лет. Включает в себя несколько этапов:

1 этап - начальный (констатирующий, проведение первоначальной диагностики - сентябрь, 2013г

2 этап - основной (формирующий, организация работы по обогащению и развитию словаря дошкольников - октябрь, 2013 г -март, 2015г

3 этап - заключительный (контрольный, мониторинг уровня развития словаря дошкольников - апрель-май, 2015г.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексом дидактических игр и лексических упражнений по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, поэтапно используемых в работе с дошкольниками как в организованной совместной деятельности со взрослым, так и во время организации культурных практик в режиме дня.

Публикации по теме:

Методика исследования мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Доклад СЛАЙД 1 (Тема). Уважаемые коллеги, сегодня поговорим и о дошкольниках с задержкой психического развития. СЛАЙД 2. Проблема слабовыраженных.

Особенности воображения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «ОСОБЕННОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ» Проблема исследования обусловлена тем,.

Развитие речи детей с задержкой психического развития через театрализованную деятельность Что же такое задержка психического развития? Эти три зловещие буквы не что иное, как отклонение в психическом развитии. Основные трудности,.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Формирование графических навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Я, Забабурина Юлия Владимировна, работаю учителем – дефектологом в МКДОУ д/с № 484 3г 10мес. В дошкольном учреждении функционирует 2 группы.

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» «Путешествие с Паровозиком из Ромашково» Цель: Ознакомление детей с музыкально-ритмическими движениями, речевыми и музыкальными играми.

Особенности инклюзивного образования детей с задержкой психического развития В настоящее время современная система образования позволяет включить каждого ребёнка в образовательное пространство. Положения ФГОС предназначены.

Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе использования художественной литературы. Вступление: Художественная литература является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, оказывает.

Сценарий физкультурного досуга-развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развитияСценарий физкультурного досуга-развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития Сценарий физкультурного досуга - развлечения для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психоречевого развития "Космическое путешествие».

Театральная педагогика как инновационная модель обучения детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Вольтер:«Театр поучает так, как этого не сделать толстой книге» Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, но именно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Опубликовано: 10 декабря 2016 в 18:16
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Галина Лаврова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД