Галина Лаврова
Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание работы дошкольного учреждения определяется с учетом пилотного проекта примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, разработанной в соответствии с ФГОС дошкольного образования (2014г).
Коррекционное воспитание и обучение осуществляется по программе Е. А. Екжаковой, Е. А. Стребелевой «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание».
Публикация «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Приоритетным направлением работы в нашем детском саду является познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста, тем самым прослеживается взаимосвязь с выбранной темой АПО: «Обогащение и развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования дидактических игр и лексических упражнений». Также тема опыта соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, согласно которым «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной и монологической речи».
Заключены договора по сотрудничеству с такими социальными институтами, как филиал детской библиотеки №5 микрорайона «Журавлики», муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 39 «Золотая рыбка», городской краеведческий музей, Дворец спорта «Кристалл».
В группе для детей с ЗПР создана определенная предметно-развивающая речевая среда, отвечающая требованиям ФГОС: оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная, способная обеспечивать реализацию образовательной области «Речевое развитие» как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при организации культурных практик в режиме дня.
Началом опыта работы стало проведение предварительной диагностики уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, у которых ярко выражены расстройства нервно-психической сферы.
Для мониторинга оценки словаря детей были использованы методики Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», О. Н. Усановой «Диагностика уровня и качества развития речи», С. Е. Большаковой «Логопедическое обследование ребенка» Л. С. Выготского «Психологическое обследование детей», Е. Н. Краузе «Антонимия в речи», В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко с подбором заданий на выявление уровня развития словаря обобщающих понятий, словаря признаков и действий предметов.
Результаты диагностики свидетельствуют о том, что 85% дошкольников, являющихся воспитанниками старшей дошкольной коррекционной группы нашего детского сада, имеют очень низкий уровень сформированности словаря. У детей ограничен запас видовых, родовых, обобщающих понятий; дети затрудняются в подборе слов-антонимов, не способны самостоятельно образовывать новые однокоренные слова, затрудняются дать характеристику предмета, подбирая к нему слова-описания (прилагательные); зачастую сходные предметы называют одним словом либо употребляют неточные слова. Даже если ребенок уже знаком с каким-либо словом, в свободном общении он это слово не использует. В большей степени у дошкольников с ЗПР наблюдается неточность употребления и понимания слов, а иногда - и полное отсутствие в словаре детей того или иного понятия. В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с задержкой психического развития отсутствуют наименования многих предметов, признаков и действий.
Такие результаты исследования привели автора опыта к мысли об активизации работы по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования специальных дидактических игр и упражнений в практике работы.
Актуальность опыта
По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной соматической и психофизической дезадаптации. Из них 35% составляют дети, у которых еще в младшей группе детского сада были обнаружены расстройства нервно-психической сферы. Таких детей относят к задержке психического развития (ЗПР). У детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку аномалия развития, квалифицируемая как задержка психического развития, встречается значительно чаще других, более грубых нарушений психического онтогенеза. Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, речи, они не являются умственно отсталыми.
В то же время особенности познавательной сферы детей с задержкой психического развития находят отражение в недостаточном или нарушенном развитии лексического строя речи, словаря. У таких детей отмечаются бедность словаря, резкое преобладание пассивного словаря над активным, недифференцированность лексических единиц по семантическим признакам, расширение родовых понятий, недостаточная дифференциация обобщающих понятий, в основе чего лежит неполное освоение значений обобщающих слов, ошибки в соотнесении слов с конкретным и обобщающим значением. В словаре детей с ЗПР редко встречаются слова, обозначающие части предметов, их признаки (цвет, форма, величина, материал и др., действия, состояния. Часто сходные предметы воспринимаются при сравнении как одинаковые и, следовательно, одинаково называются детьми. Одно и то же слово используется ими для обозначения всех сходных предметов.
Таким образом, нарушения лексического строя речи у детей с задержкой психического развития, проявляющиеся на фоне недостаточной сформированности познавательной деятельности, представляют актуальную проблему воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. Несмотря на имеющиеся в литературе данные, вопрос об особенностях лексики у дошкольников с задержкой психического развития является недостаточно изученным. Так, например, нерешенной остается проблема выявления таких особенностей формирования различных компонентов лексики у дошкольников с задержкой психического развития, как: объема словаря, точности понимания и употребления слов, семантической структуры различных категорий слов (существительных, прилагательных, глаголов, организации лексико-семантических полей. Кроме того, недостаточно разработаны основы коррекционного обучения детей данной категории именно дошкольного возраста
Возникает проблема, какие педагогические условия будут способствовать словарной работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС главное место занимает игра - ведущий вид деятельности дошкольного периода, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребенка. Индивидуальный подход к ребенку осуществляется через игру, где происходит сохранение самооценки дошкольного детства и сохраняется сама природа дошкольника. В игре дошкольник, незаметно для себя, приобретает новые знания, умения и навыки, учит осуществлять поисковые действия, мыслить и творить. Именно поэтому одним из путей обогащения и развития словаря у детей с ЗПР автор опыта видит в использовании дидактических игр и лексических упражнений игрового характера, направленных на формирование активного и пассивного словаря дошкольников.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей активизации развития и обогащения активного и пассивного словаря у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через систему речевых игр и упражнений, направленных на совершенствование лексической стороны развития речи дошкольников.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом осуществлялась на протяжении трех лет. Включает в себя несколько этапов:
1 этап - начальный (констатирующий, проведение первоначальной диагностики - сентябрь, 2013г
2 этап - основной (формирующий, организация работы по обогащению и развитию словаря дошкольников - октябрь, 2013 г -март, 2015г
3 этап - заключительный (контрольный, мониторинг уровня развития словаря дошкольников - апрель-май, 2015г.
Диапазон опыта
Диапазон опыта представлен комплексом дидактических игр и лексических упражнений по обогащению и развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, поэтапно используемых в работе с дошкольниками как в организованной совместной деятельности со взрослым, так и во время организации культурных практик в режиме дня.