Инесса Слюсарь
Консультация для воспитателей «Рассказ детей из личного опыта»
▼ Скачать + Заказать документы
Рассказы из личного опыта имеет большое значение для развития речи детей. Дети учатся использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У них формируется умение понятно, чётко, связно, последовательно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.
Основой для развития этого вида рассказывания является повседневная жизнь детей. Темы для детских рассказов подсказывают прогулки, экскурсии, праздники, интересные случаи. Воплощая свои впечатления в форму рассказа, дети наглядно убеждаются в том, что обо всём можно рассказать живо, интересно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Рассказ детей из личного опыта“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Рассказывание из личного опыта вводится в средней группе. На первых порах воспитатель организует его после знакомства с картиной, игрушкой. На пример, после рассматривания картины педагог обращается к группе рассказать о кошках, которые живут у детей дома, описать их внешность, привычки.
В дальнейшем детям предлагаются конкретные, близкие им темы : после праздника это могут быть темы «Как мы провели праздник», «Что нам понравилось на ёлке». После экскурсии по детскому саду «Что мы видели на кухне», «Наша няня» и т. п.
В средней группе наиболее целесообразно коллективное рассказывание. Воспитатель знакомит детей с темой рассказа (например о том, что дети видели на экскурсии), намечаю основную сюжетную линию : «С начала мы расскажем, как пошли на экскурсию, затем вспомним, что нового и интересного там увидели, а закончим рассказом о том, что нам больше всего запомнилось». Затем дети начинают высказываться. То обстоятельство, что воспитатель ведет запись, побуждает их подыскивать наиболее точные и правильные слова и выражения. В конце воспитатель заканчивает коллективный рассказ и предлагает детям нарисовать рисунки на эту тему. Если кто-то из детей захочет продолжить рассказ, надо отнестись к этому внимательно и записать высказывание ребёнка или поощрять его за это, что он так интересно смог дополнить коллективный рассказ.
Коллективное рассказывание широко применяется и в свободное от занятий время. Например, когда утром дети приходят в детский сад со свежими впечатлениями от увиденного или услышанного дома, воспитатель заводит общий разговор, своими вопросами направляя его таким образом, что бы каждый ребёнок мог высказаться (о том, что он видел на улице, по телевидению и др.)
В старшем дошкольном возрасте расширяется круг ознакомления детей с явлениями общественной жизни, с трудом взрослых, по этому и тематика рассказов усложняется. Ребёнку нужно самостоятельно отобрать из своих впечатлений те, которые соответствуют заданию педагога. А рассказывать он должен наиболее понятно, обстоятельно, поскольку описываемый предмет, или событие обычно слушателям не известно. Труднее такой деятельностью руководить и педагогу, так как он, не зная точного содержания предстоящего рассказа, не всегда может дополнить или поправить ответ. Для воспитателя – показатель интересов, представлений ребёнка.
В старшей группе в начале года можно предлагать детям для рассказов единичные факты : вспомнить или описать любимую игрушку, которой малыш играет дома, рассказать о своём домашнем животном, о комнате или квартире где он живёт. С течением времени темы усложняются, широко вводится тема природы. Интересна тематика о рассказах о природе и методика обучения разработана Н. Ф. Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Она предлагает следующие виды рассказов :
1 Сюжетный рассказ на основе непосредственного восприятия или труда в природе («Как мы устроили цветник»)
2 Сюжетные и описательные рассказы на основе бесед, чтение книг, рассматривания картин («Как звери живут зимой», «Что случилось на реке весной»)
3 Описательный рассказ на основе сравнения разных времён года («Наш участок зимой и летом») и описание пейзажной картины.
4 Описательный рассказ о каком-нибудь времени года («Моё любимое время года», «Что мы знаем об осени») .
5 Описательный рассказ об отдельных явлениях природы («Осенний букет»).
К рассказыванию из личного опыта относится и коллективное составления письма (заболевшему товарищу, детям другого города или страны). Воспитатель записывает за детьми то, что они рассказывают о своей жизни в детском саду и помогает изложить содержание последовательно, интересно, грамматически правильно. Одновременно у детей развивается умение составлять специальные тексты, потому что письмо отличается от обычного рассказа и своим содержанием и структурой. Составление писем, помимо развития связной речи, оказывает большое воспитательное воздействие, вызывая у ребёнка дружеское отношение к детям других городов и стран, заботливая отношение к сверстникам и взрослым.
В старшей группе отводится 2-3 занятия из личных впечатлений детей, например «Наши игрушки» - описание игрушки, которые есть у детей дома. «Любимые игры в детском саду» - описать какие игры детям больше нравится, кто и с кем любит играть. На эту тему так же рекомендуются 2-3 занятия и ряд других занятий : рассказы детей о любимых сказках, о прогулке в парк, как мы собирали ягоды и овощи.
В подготовительно к школе группе полезны темы эстетического характера : «Мой друг», «Как мы помогаем малышам», «Хороший поступок моего товарища». Как это видно, все предлагаемые темы конкретны, посвящены одному определённому узкому вопросу. Отвлечённые темы, например случай из жизни, интересное приключение, смешной случай часто не вызывают необходимых ассоциаций в памяти детей. Как правило, ребёнка затрудняет необходимость анализа своего жизненного опыта. Чаще всего с таким заданием справляется лишь лучшие рассказчики. Но и они или копируют рассказ воспитателя, или откровенно фантазируют.
В подготовительной группе занятия по рассказыванию из личного опыта вводится с целью научить связно описывать последовательность действий и событий : рассказы о нашем городе, как мы выращивали редиску, что мы умеем, как купить хлеб в булочной, как переходить улицу, как играть в кошки - мышки, наш детский сад, описать какое-нибудь животное, описание дома в котором живёт ребёнок.
Несколько занятий отводится на придумывание рассказов или сказок по теме предложенной воспитателем. Например : «Первый день девочки в детском саду», «Мой котёнок», «Как медвежонок справлял день рождения» .
Рассказы из личного опыта требует большой помощи воспитателя, что бы приблизить его содержание к рассказам детей, можно использовать форму воспоминания о своём детстве. Содержание образца может быть и вымышленным, главное, что бы натолкнуть ребёнка на мысль о включении в рассказы наиболее полезного, положительного опыта из своей жизни и жизни сверстников (взаимопомощь, трудолюбие, аккуратность, любовь к животным). Эффективность обучения этому виду рассказывания способствует установление контакта с родителями. С ними можно провести беседу о том, как обогатить детские впечатления в выходные и праздничные дни, где побывать, что и как посмотреть. В последствии можно составить альбом из детских рисунков и рассказов и показать его родителям.