Белишко Оксана Александровна
О важности личностно-ориентированного подхода
▼ Скачать + Заказать документы
Лев Толстой, отвечая на письмо В. Ф. Булгакова, писал:
«…То, что свобода есть необходимое условие всякого истинного образования, как для учащихся, так и для учащих, я признаю, как и прежде, т. е. и угрозы наказаний и обещания наград (прав и т. п., обуславливающие приобретение тех или иных знаний, не только не содействуют, но более всего мешают истинному образованию…».
Взаимодействие взрослых с детьми - это важнейшее условие развития каждого ребенка. Выделяют два типа взаимодействия взрослого с ребенком: авторитарный и личностно-ориентированный. Авторитарный стиль направлен на то, чтобы воспитать послушного ребенка, исполняющего все указания взрослого. Данный тип взаимодействия плох тем, что педагог забывает об интересах детей, о том, что каждый ребенок представляет собой личность со своими потребностями и желаниями. При таком стиле взаимодействия детям тяжело проявить самостоятельность и инициативу. Ребенок в буквальном смысле подчиняется взрослому. В результате дети не могут сами принимать решения, ведь они абсолютно зависят от взрослых. Очень важно не допускать этого! В первую очередь нужно думать о воспитании всесторонне развитой гармоничной личности. Целесообразно опираться на личностно-ориентированную педагогику. Педагог должен создавать все необходимые условия для развития творческой самостоятельной и интересной личности! Нужно давать ребенку больше свободы, чтобы малыш мог сам выбрать занятие по душе! Педагогам следует быть с воспитанниками на равных, сотрудничать вместе. В рамках личностно ориентированного варианта взаимодействия с детьми взрослый должен быть другом и помощником!
Публикация «О важности личностно-ориентированного подхода» размещена в разделах
Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Принцип сотрудничества в воспитании реализуется при:
-совместной жизнедеятельности взрослых и детей на основе меж субъектной связи;
-целевой установке взрослого на личностный подход;
- коллективной организации деятельности;
-эмпатии в межличностных отношениях, то есть способности принимать точку зрения другого человека, его чувства, переживания.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Теплота, отзывчивость, живая мимика, выразительная речь взрослого вызывают расположение к нему детей, рождают отклик, приподнятое настроение, способствуют установлению в группе благополучного климата. В общении с таким педагогом ребенок приобретает собственный эмоциональный опыт. Таким образом, ребенок научиться любить, уважать себя и окружающих. Дети смогут самостоятельно принимать то или иное решение и не будут бояться немедленного наказания. А ведь это очень важно! Когда ребенок растет в дружелюбной атмосфере – он раскрепощается, становится более смелым, а значит и самостоятельным! Мы считаем очень актуальным введение федерального государственного образовательного стандарта в практику дошкольного образования.
Новый стандарт предполагает:
-уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям; -построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
-поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
-защита детей от всех форм физического и психического насилия;
поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Список используемой литературы:
1. Белухин Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М. : Изд-во ин-та практич. психологии, 1996. – 320с.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. М. : Просвещение; ВЛАДОС, 1995. – 607 с.
3. Семья и личность / Под ред. профессора Е. И. Сермяжко. – Могилев: МГУ им. А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.
4. Толстой Л. С. Полн. собр. соч. – М., 1936, - Т. 38 – с. 62-69.