Кузьменко Екатерина
Конспект урока в 5 классе «О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных»
▼ Скачать + Заказать документы
«О, Е» после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных
Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Цель: освоение правила написания букв «О», «Е» после шипящих и «Ц» в суффиксах и окончаниях имён существительных.
Задачи:
- дать новые знания о правописании букв «о», «е» в суффиксах и окончаниях имён существительных после шипящих и «ц»;
- развитие умения применять знания на практике;
Публикация «Конспект урока в 5 классе „О, Е“ после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён существительных“» размещена в разделах
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
- развитие мышления, логики, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы;
- формирование умений в частично – поисковой познавательной деятельности, самостоятельности.
Оборудование:
- таблица;
- презентация;
- учебник: Русский язык. 5 класс. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др.
- слова, записанные в следующем порядке на доске:
Шёпот, бечёвка, снежок;
Шорох, крыжовник, тучей;
Жёлудь, щёчка, плечом;
Капюшон, обжора, пейзажем;
Галчонок, шоссе, шофёр;
Решётка, щётка, овражек;
Шов, шорты, крыльцом;
Чёлка, чёлн, умницей.
(пока закрыты для чтения)
Ход урока:
1. Слово учителя.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.
- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)
- Какой частью речи вы пользовались, чтобы ответить на мой вопрос: «Про кого вы могли бы сказать словами стихотворения?» (именем существительным)
- Какую роль играют имена существительные в нашей речи? (называют окружающие предметы и явления)
- Дайте определение имени существительному.
- Итак, мы продолжаем знакомство с именами существительными, точнее с их правописанием.
Запись числа, «классная работа» в тетради, оставляем строчку для последующей записи темы урока.
- Посмотрите на записанные на доске слова. Что их объединяет? (во всех словах есть шипящие)
- Шипящие – самые капризные буквы. Послушайте про них сказку.
Дружно живут согласные буквы с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак со своей работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек.
Но плохо гласной букве, когда перед ней оказывается шипящий. С буквами «э», «ы», «ю», «я» шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно буквам «о», «ё»! То всем шипящим подавай букву «ё». То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только с «о». Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Вот слышишь, они предупреждают:
- Осторож-ж-жно! Мы ш-ш-шипящ-щ-щие!
– Что же мы знаем о правописании гласных после шипящих? (заполняется в таблице колонка «Знаю»:
- после шипящих пишем «и», «у», «а»;
- слова – исключения: парашют, жюри, брошюра;
- в корне слова после шипящих пишем «ё»;
- слова – исключения (перечисляются известные детям слова).
2. Записываем предложение для орфографического и синтаксического разбора:
Ш… л по ш…ссе ч…рный галч…нок.
- Какое слово выбивается из общего ряда? Чем не похоже это слово на другие, использованные в данном предложении? (галчонок, гласный после шипящей встречается в суффиксе)
- Заполняем вторую графу таблицы: «Хочу узнать» (какая гласная «о» или «е» пишется после шипящих в суффиксах имен существительных? Есть ли исключения)
3. Из написанных на доске групп слов выбрать третье лишнее и записать в 2 столбика:
с гласной «о», с гласной «е»
снежок тучей
плечом пейзажем
галчонок овражек
крыльцом умницей
- Обозначьте морфему (часть слова, в которой пишется «о» или «е». Что же нам будет ещё интересно узнать на уроке? (При каких условиях пишется «о», «е» после шипящих в окончаниях имён существительных? Встречается ли исключения из правила? Почему после «ц» пишется то «о», то «е»)
- Какова тема урока? (запись темы на строчке, оставленной после записи «Классная работа»)
- Какие будут мнения? (учащиеся называют отдельные буквы, пытаются идти от значения слова)
- Поставьте ударение. Что вы заметили? (Можно сформулировать само правило)
4. Откройте учебник, прочитайте правило.
- Верно ли ваше предположение?
- Заполняем последнюю графу таблицы «Узнал»:
(- после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных под ударением пишется «О», а без ударения – «Е»;
- исключений нет.)
- Объясните правильное написание слова «галчонок» в предложении, написанном в тетради.
5. Закрепление.
А) Выполнение упражнений с комментированием:
Плечом, флажок, сапожок, парчовый, мальчонки, зайчонок, шёлк.
- В каком слове напишем «Ё»? Почему?
Б) Выполнение упражнения: две колонки «о, е», записать слово, в нужную колонку, объяснить орфограмму.
Два человека у доски, коллективная проверка.
Собачонка, пальцем, тучей, мудрецом, мячом, ежовый, девчонка, блюдцем, ситцевый, доченька, ключом, ножом, ручонка, падежом, храбрецом.
6. Итоги урока.
- Что же узнали сегодня на уроке? (проговаривание правила)
7. Домашнее задание.