Татьяна Гальцева
Нравственное воспитание в семьях группы риска
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
Меня зовут Гальцева Татьяна Игоревна. Я работаю социальным педагогом.
1. Одной из главных задач воспитания является задача нравственного развития детей. Отметим, что под нравственным воспитанием мы понимаем процесс целенаправленного содействия становлению нравственной сферы ребенка, являющейся основой базовой культуры личности.
Публикация «Нравственное воспитание в семьях группы риска» размещена в разделах
2. Ни для кого не секрет, что основное воспитание ребенка, процесс его постепенного включения в жизнь общества, восприятие нравственных норм, изучение определенных позиций и ролей в обществе осуществляется в семье. Влияние семьи имеет большое значение для воспитания духовных и общественных потребностей человека.
3. Серьезное влияние оказывает семья на формирование отношения к окружающей среде, к людям, к труду, к обществу в целом. Кроме того, в семье особенно ярко проявляются черты солидарности и взаимной ответственности. Поэтому основой нравственного воспитания является культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это нравственная культура семьи.
4. К великому нашему сожалению в условиях современного общества наблюдается кризисное состояние семьи. Безработица, постоянный рост цен ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей. А бродяжничество, алкоголизм, наркомания среди детей стало чуть ли не нормой.
5. В самом тяжелом положении находятся семьи, где есть несовершеннолетние дети, а также неполные семьи. Падение нравов, рост алкоголизма и наркомании, невозможность обеспечить семью привели к увеличению разводов. Причина и социальная, и экономическая. Семья изменилась. Особенно в тяжелом положении оказались дети. А их в России около 30% населения.
6. В сложившейся ситуации многие семьи нуждаются в оказании помощи специалистов. В связи с этим 1991 году в России была введена профессия – социальный педагог.
7. Социальный педагог в ДОУ – специалист способный оказать помощь и поддержку в преодолении ряда проблем, в том числе и семейных, особенно в семьях группы риска.
8. Семьи группы риска – это семьи, члены которой уязвимы вследствие складывающихся обстоятельств или могут понести ущерб от определённых воздействий социального характера.
9. К, сожалению, в семьях группы риска частично или полностью отсутствует нравственность.
Особенность нравственного воспитания в семьях группы риска заключается в том, что в этих семьях утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям, разрушен психологический уклад семьи.
10. Поскольку таких детей трудно воспитывать, к ним должны применяться индивидуальные меры воспитательного воздействия. В сложившейся ситуации образовательное учреждение, вынужденно брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.
11. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога, педагога-психолога, логопеда) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. В нынешней ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными деградируют, фактически забывая о своих детях и бросая их на произвол.
Поэтому, перед образовательным учреждением в лице социального педагога, воспитателей, педагога-психолога, логопеда стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи семьям группы риска и детям из этих семей в воспитании достойного члена общества.
12. Уже в дошкольном возрасте проявляются следствия неправильного нравственного семейного воспитания. Дети не умеют играть и общаться со сверстниками, управлять собой, сообща трудиться, старательно выполнять любую работу. Отсюда – неудачи в игре, в трудовых действиях, неуверенность в себе, обидчивость, упрямство, капризность, грубость, несдержанность, вялость, инертность. Такие дети не знают и не понимают, что такое хорошо и что такое плохо, так как перед глазами у них практически всегда негативное поведение родителей.
13. Поэтому первостепенной задачей педагогического коллектива является научить ребенка самостоятельно преодолевать трудности, выполнять простые задания, вовлекать в интересующую ребенка деятельность (игру, труд, досуг, обучать правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки, учить прощать друг другу слабости и недостатки уважать детей и взрослых,.
Воспитателю необходимо создать в группе такую атмосферу, такие благоприятные условия, чтобы дети группы риска не чувствовали своей социальной ущемлённости, укреплять положение детей в коллективе.
14. Специалисты ДОУ отслеживают пробелы в знаниях, поощряют появление положительных изменений, создают обстановку успеха.
15. Психолог совместно с социальным педагогом проводит диагностику отклонений от нормального поведения, выявляет причину психофизиологического и неврогенного характера, предупреждает привычку к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам, проводят психологическое консультирование родителей, выявляя проблемы семейного воспитания.
16. Воспитатели и социальный педагог проводят рейды по посещению детей группы риска на дому с целью выяснения жилищно-бытовых, гармоничных и полноценный условий проживания ребенка, нравственного климата семьи.
17. Воспитатели и специалисты ДОУ изучают интересы и способности детей из асоциальных семей, стараются вовлечь таких детей в кружковую работу, в общественно полезную деятельность, поощряют любые виды художественного и технического творчества детей группы риска, а также участие в спортивных мероприятиях, музыкальных развлечениях.
18. Работа всего педагогического коллектива направлена на то, чтобы приспособить, адаптировать детей группы риска к социуму, сделать так, чтобы их поведение не выходило за рамки социальной нормы, не препятствовало установлению нормальных отношений с окружающими.
Спасибо за внимание.