Ольга Маскина
Семинар «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
"Формы работы с родителями "группы риска" в ДОУ"
Подготовила:
Педагог – психолог
Маскина О. Н.
Вводная часть
Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребёнка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребёнок оказывается предоставленным самому себе и идёт на улицу к своим «единомышленникам». Дети в таких семьях тревожны и испытывают различные страхи, для них характерны низкая самооценка, повышенное чувство вины, стыда, агрессивность, конфликтность, упрямство, плаксивость, замкнутость, робость, они не умеют общаться.
Публикация «Семинар „Формы работы с родителями „группы риска“ в ДОУ“» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишённая устойчивых ориентиров. Оградить ребёнка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска" - одна из задач образовательной организации.
С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей педагогом-психологом и воспитателями нашего детского сада проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.
В нашем детском саду широко применяются такие формы работы, как родительские собрания, консультации, посещения семьи на дому, беседы, индивидуальные формы работы, а также формы работы, связанные с оформлением стендов, буклетов и папок-передвижек. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители, в силу своей занятости на работе (посменная работа, не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.
Так же, в нашем детском саду используется такая форма работы, как тренинг. Основная цель тренингового занятия – осознание отношения к ребенку и анализ стиля взаимодействия с ребенком. Ожидаемыми результатами считаются:
сформированность позиции безусловного принятия ребенка родителем;
повышение педагогической компетентности родителей;
овладение техниками активного слушания;
овладение стилем конструктивного взаимодействия в семейном конфликте.
В качестве примера сейчас вам будут продемонстрированы некоторые упражнения тренингового занятия «Безусловная любовь: познание и принятие ребенка».
Ход тренингового занятия
Вашему вниманию предлагается просмотр мультфильма «Тигренок в чайнике»
Вопросы для обсуждения:
Есть ли, на ваш взгляд, сходство между семьей, которую вы увидели в мультфильме, и вашей семьей?
Какие традиции существуют в вашей семье?
Кто, по вашему мнению, был прав в отношении тигренка – мама, бабушка, старшая дочь, близнецы, папа? (Обсудить поведение каждого члена семьи.)
Как вы поступили бы в похожей ситуации?
Какой вывод можно сделать из увиденной истории?
Всегда ли это эффективно?
Упражнение «Социограмма» (кинетический рисунок семьи)
Цели: диагностика семейных взаимоотношений; определение места, которое занимает ребенок в семье.
Участникам предлагается на листе бумаги изобразить схематично, в виде планет, звезд свою семью и взаимоотношения в ней. Можно использовать карандаши (фломастеры) любых цветов.
Вопросы для рефлексии:
Как вы охарактеризуете взаимоотношения в вашей семье?
Как в вашей семье чувствует себя ребенок?
Какое место он в ней занимает? Почему?
Обратная связь от ведущего. С точки зрения психологии вы создали мир, в котором живете, и выразили эмоциональное отношение к своему социальному окружению. А теперь давайте проанализируем то, что у вас получилось. Обратите внимание на местоположение планеты (звезды) Я, её размер… Если планета (звезда) самая большая и находится в центре листа или выше, это говорит об эгоцентричности, желании всегда быть в центре внимания, о высокой самооценке. Если она маленькая, размещена в уголке, вдали от других, следует задуматься о том, не преуменьшаете ли вы собственную значимость, проанализировать свои отношения с окружающими.
Обратите внимание на цвет планеты (звезды) : синий – вы видите себя или другого человека добросовестным, спокойным, но несколько холодным; красный – дружелюбным, общительным, энергичным, уверенным, но раздражительным; розовый – нежным, чувствительным, уязвимым; оранжевый – гибким, добрым, отзывчивым, художественно одаренным, с хорошим настроением, но поверхностным, с неустойчивыми интересами и склонностью увлекаться; желтый – очень активным, открытым, общительным, веселым; фиолетовый – беспокойным, эмоционально напряженным, нуждающемся в душевном контакте; коричневый – зависимым, чувствительным, расслабленным; черный – молчаливым, эгоистичным, враждебным, отвергаемым.
А теперь выясните, где находится звездочка вашего малыша. Какого она размера?. Цвета?. Используя цветовую шкалу, проанализируйте ваше восприятие ребенка: значимая ли он фигура в вашем мире или нет?. Как вы воспринимаете его на эмоциональном уровне?. Звездочка вашего малыша находится рядом с вами или где – то далеко?. А может, ваша и его звезда изображены рядом, но на расстоянии от всех остальных?. Подумайте, о чем это может свидетельствовать. Если же звездочка вашего ребенка находится далеко от вас, то чьи звезды его окружают?. Как эти люди влияют на вашего ребенка?. Таким же образом проанализируйте местонахождение звезды вашего мужа. Если она находится рядом с вашей и звездой вашего ребенка, значит, всё в порядке. А если нет. Какую роль играет ваш муж в семье?. Не думаете ли вы, что он отстранился от выполнения своих обязанностей?. Достаточно ли времени он проводит с семьей?.
Рассмотрите все звезды своей галактики… Обратите внимание на звезды черного и коричневого цвета. Подумайте, кому и почему они достались?. Какие отношения у вас с этими людьми?. Почему?. Нужны ли вам такие отношения?.
Домашнее задание
Родителям предлагается :
посмотреть, насколько им удается принимать своих детей. Для этого в течение дня (а лучше двух – трех дней) подсчитать, сколько раз они обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой, а сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой);
ввести в привычку обнимать ребенка не менее четырех раз в день;
выполняя два предыдущих задания, обратить внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства.
Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, планомерная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Все мы немного психологи и психотерапевты. Проверьте тембр и громкость своего голоса, манеру поведения; помните: чтобы быть интересным детям, надо быть интересным самому себе.