Диана Свиридова
Нравственное воспитание детей.
▼ Скачать +Заказ
Нравственное воспитание детей.
В современном обществе все больше обостряется проблема нравственного воспитания молодого поколения. Основа нравственности отодвинута в сторону, а вместе с ней утратилась ценность по отношению к моральным качествам человека, к его поведению. Подрастающие дети, как губка впитывают пример с взрослых, но пример не всегда положительный!
Публикация «Нравственное воспитание детей,» размещена в разделах
Говоря об отличительной особенности нравственного поведения дошкольников, то для них,как правило, имеется склонность к подражанию, если же старший человек являющийся для него авторитетом совершает порой гадкий, мерзкий поступок, то ребенок будет идти по его стопам. Это послужит его идеалом поведения, и он будет думать, что именно так, и не как иначе следует поступать. Нужно отметить, что жизненные ситуации бывают крайне запутанными, а дети не умеют в них разбираться. А ведь всякое нравственное понятие надо применить к поступку конкретного человека, совершенному в определенных условиях, и тогда лишь его анализировать, оценить. Но ребенок опять же не умеет анализировать действия людей и свои собственные действия, с позицией обобщенных нравственных требований. Ко всему вышесказанному следует добавить, что отношение дошкольника к самому себе и другим людям еще не зрелы и субъективны. Детям, как правило, нравятся сильные, не боящиеся никого люди. Именно за этой смелостью ребенок не видит дурных поступков! Ребенок не умеет и не хочет объективно оценить требовательную воспитательницу, которая совершенно заслуженно и справедливо указывает на его ошибки, поведении и в скверных поступках по отношению к другим ребятам, но однако ребенок считает совершенно по-другому, что он справедливо дал сдачи, оскорбил товарища. Так по мере повышения нравственной воспитанности старших дошкольников и морального облика их самооценка становится все выше и более правильной. Оценки же у младших воспитанников очень не стойкие. Они с легкостью подвергаются переменам под влиянием случайных факторов. Так сегодняшнему «врагу» предлагается дружба, за новую игрушку. Особенность нравственного воспитания ребенка, даже достигшего высокой планки, не может являться зрелой, лишь потому, что у детей еще не сформированы основные элементы этого сложного качества личности. Чтобы их сформировать необходимы знания, именно они и являются результатом познавательной деятельности. Наблюдения за явлениями природы, за поведением в игре, в совместном общем деле, труде общении со старшим поколением с положительным примером и дают ребенку непосредственные или чувственные знания. Знания включают в себя моральные понятия, которыми и должны овладеть дети. Будучи особой формой отражения действительности, моральные понятия, складывающиеся у каждого ребенка, не только показывают результат его познавательной деятельности, но и является продуктом его эмоциональных, оценочных чувств и переживаний. Эти чувства еще очень субъективны и расплывчаты. Поэтому, они не могут определить отношения детей к чему- либо, обеспечивать их стойкость. В этом и состоит важная задача формирования сложной природы моральных понятий, если знания воспринимаются ребенком в его жизни и могут быть переданы книгой и воспитателем, педагогом, героем ВОВ, то чувства ребенка, его оценки соответствующего качества, то есть совместимости, тех существенных признаков, которые составляют основу данного понятия, нельзя передать в готовом виде. Ребенок должен пережить и овладеть ими. На начальном пути дошкольник подражает взрослому, его оценка еще не стала субъективной, личностной позицией, поэтому моральные знания часто бывают лишь формальными. Они не определяют поведение самого ребенка, когда они находятся лишь на основе заученных формулировок, и находят отражение в детской памяти, в виде правил и требований со стороны педагога, родителя.
Особое место в формировании нравственности придается - чувствам. Именно они, прежде всего, проявляются в переживаниях. Высшие чувства являются переживаниями, которыми ребенок отзывается на проявления общественной жизни. Так равнодушие, которое очень часто проявляют дети в моменты трагических событий, вызывает огорчение и недоумение у окружающих, а ведь оно и понятно. А ведь равнодушие и безразличие является следствием угаснувших или еще не родившихся чувств у ребенка.
Для того, чтобы чувства стали выразительными и приобрели бы значение побудительных сил, для свершения положительных поступков, они должны быть воспитаны нами в наших детях!
Именно поэтому, в нашей группе №12 «Цветик –Семицветик» мы работаем с детьми по программе «Родины моей начало». В основе всей работы лежит развитие у детей духовно – нравственных ценностей, на основе общения со старшим поколением, наших бабушек и дедушек. Также организуются встречи с героями ВОВ.
Все - это благотворно сказывается на формирование духовных чувств и нравственности у детей.