Юлия Ишутина
«Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность данной проблемы определила направление нашей работы по теме: «Приобщение детей к русской народной культуре».
В своей работе с младшими дошкольниками по приобщению к русской народной культуре ставим перед собой следующую цель: развитие нравственных качеств личности ребенка.
Основные задачи воспитания:
формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию;
уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей;
Публикация «„Духовно-нравственное воспитание дошкольников первой младшей группы через приобщение детей к русской народной культуре“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей (к сверстникам, их родителям, соседям и другим людям).
В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:
Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.
Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;
Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;
Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.
Огромную роль в воспитании интереса к русской культуре играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Учитывая это в своей работе, мы замечаем, что действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, творческой деятельности, общении, повседневной жизни. Гармоничное развитие личности представляется нам возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по приобщению детей к русской народной культуре заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.
Для решения поставленной задачи мы использовали разнообразные методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Поэтому наиболее оптимальной формой работы, сочетающей в себе все методическое разнообразие работы с дошкольниками, мы считаем организованную образовательную деятельность, беседы, дидактические игры, подвижные игры, народные игры, индивидуальную работу с детьми. Так как именно они позволяет интегрировать самые различные виды детской деятельности.
Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре посредствам праздников в ДОУ созданы определенные условия:
Многофункциональные уголок в группах ДОУ «Уголок ряженья», «Уголок уединения». Центр «Театр», где размещены различные виды театров. Аудиотека и медиотека народных песен, мелодий и сказок. Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря. Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта. Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира. Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.
Реализуемый проект «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»
Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках ««День русской народной игры»».
Опыт нашей работы показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам «Пасха», Рождество, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Нежные произведения материнского пестования, веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно – прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у детей радостную улыбку, восторг, изумление.
Литература:
1. История педагогики (интернет-ресурс: http://www.gala-d.ru/parts.html).
2. Козлова С. Нравственное воспитание в современном мире // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.
3. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 15-17.
4. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учеб. -метод. пособие / О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – 2-е изд. ,перераб. и доп. – СПб. : Детство-Пресс, 1998. – 300 с.
5. Макаренко А. С. О воспитании [Текст] / А. С. Макаренко; сост. и авт. вступ статьи В. С. Хелемендик. М. : Политиздат, 1988. 256 с.
6. Макаренко А. С. Методика организации воспитательного процесса (http://antmakarenko.narod.ru/liter/vospm/metod.htm).