Оксана Петухова
«Ознакомление детей «семей группы риска» с родным городом».
▼ Скачать + Заказать документы
Есть истины составляющие устои нашей жизни, которые должны войти в сознание с молоком матери. Среди них на первое место надо поставить любовь к Родине, родному краю, к родной семье. Воспитывать эти драгоценные качества в человеке лозунгами и призывами невозможно. Тут нужен иной подход – воспитывать желание глубже узнать свой народ, его историческое прошлое, истоки родной земли.
Публикация «„Ознакомление детей „семей группы риска“ с родным городом“,» размещена в разделах
Государственная концепция дошкольного образования концентрирует нас на дошкольное детство, как основу воспитания личностной культуры, ее базиса соответствующего общечеловеческим и духовным ценностям. В нашем обществе есть дети из «семей группы риска», это дети, которые не имеют возможности: увидеть, узнать…от своих родителей. Знания дети получают не в семье, а в ДОУ. В выборе данного направления я руководствуюсь научной доктриной образования в Российской Федерации, одной из главных целей которого является воспитание детей из «семей группы риска» на традициях духовно – нравственных ценностях российской культуры; ФГОС ДО, 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации».
Объектами, с которыми знакомлю дошкольников, являются – район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, в честь кого они воздвигнуты. Дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.
Необходимо научить ребят наблюдать, выделять и обсуждать объекты и их назначение.
Патриотическое воспитание детей необходимо начинать в дошкольном детстве, важнейшем периоде становления личности. Ведь оно напрямую связано с воспитанием у детей любви к своей «Малой Родине».
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми. Необходимо подвести их к пониманию того, что их город Шуя – частица Родины.
У каждого из нас своя маленькая родина, которой мы гордимся, тот участок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родственники, друзья, где находится наш дом, где каждый из нас имеет возможность прикоснуться к истокам родной земли.
С чего начинается Родина? Для каждого человека она еще прежде всего начинается с семьи. Для маленького ребенка Родина – это мама, папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой, составляют основу мира в первые годы жизни.
А с чего же начинается семья? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство. Дети, из «семей группы риска», лишены одного или другого компонента.
Детям данной категории не свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье, на примере других семей или опыте воспитателя.
Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, детский сад, да и свой родной город тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей из «семей группы риска» эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада, родного города.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
В настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов и общества в целом вызывает рост числа неблагополучных семей. Для того чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке.
В благополучной семье дети получают благо т. е любовь, тепло, понимание, заботу, ценятся чувства, формируется у ребенка любовь к своему краю.
Мы с ребятами проводим игры, конкурсы, викторины, тематические вечера, беседы, экскурсии по городу, целевые прогулки, выставки в которых принимают участие и родители. Все это проходит не только в теплой, уютной обстановке, но и помогает эмоционально воспринимать детям окружающее. Такие отношения взрослого с детьми помогают вызвать устойчивый интерес к своему городу и его достопримечательностям, наладить детско-родительские взаимоотношения.
Цель данной работы: благоприятная адаптация детей»семей группы риска» в социальном обществе, через приобщение к культуре своего народа, родного края, семейные традиции.
Задачи:
1. Учить строить взаимоотношения с детьми и взрослыми на примерах знаменитых людей города, личном опыте педагога, семейных традициях и ценностях с учетом ФГОС ДО.
2. Развивать эстетические чувства через знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями города, нравственно-патриотические качества дошкольников через позитивное отношение к родному краю, городу, его жителям.
3. Развивать связную речь у детей, обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать.
4. Воспитывать любовь, уважение и бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе. Формировать представление о себе, о своей семье, социальном окружении.
В результате педагогической работы дети стали понимать, что они частица большого коллектива – детского сада, города, а затем и всей страны.
У детей расширились представления о жизни (людях местах) за пределами детского сада. Дошкольники обнаруживают боле четкие представления о традициях нашего города, а так же своих семейных.
Дети проявляют дружелюбие, считаются с интересами товарищей, анализируют свои поступки.
Дошкольники осознали свою сопричастность не только к своей семье, но общностям более высоких порядков – город, народ.
Это чувство сопричастности – основа будущего патриотизма!
Вывод:
Расширились и углубились знания и представления;
– об истории родного города;
– об исторических зданиях;
– улицах города, их названиях;
– достопримечательностях родного края;
– знаменитых людях города; о промышленности города.
Личностное развитие:
Вывод:
– развились способности к эмоциональной отзывчивости содержания красоты родного края;
– повысилась заинтересованность к изучению родного города посредством дидактических игр, худ. литературы, совместной деятельности, поисково-исследовательской деятельности, просмотром иллюстративного материала, экскурсий, целевых прогулок.
Личностное развитие.
Условные обозначения
1. Проявляет интерес к темам.
2. Эмоционален к теме
• всегда
иногда
никогда
Познавательное развитие.
Условные обозначения знает :
1. историю и происхождение своего города
2. исторические здания города
3. названия улиц
4. знаменитых людей города
5. о промышленности города
6. о традициях русского быта, дом. утвари, одежде
7. реку города и мосты над нею
8. памятники архитектуры города
• знает
с помощью воспитателя
не знает