Нина Фокина
Комплексное диагностическое исследование связной речи детей подготовительной группы через нравственное воспитание
Комплексное диагностическое исследование связной речи детей подготовительной группы через нравственное воспитание.
Исследование состоит из серии заданий.
Итоги диагностики фиксируются, в схемы оценки уровня выполнения заданий.
Данный вид диагностического тестирования, на прямую связан, с нравственным воспитанием, т. к. все задания имеют нравственное – этическое содержание, что позволяет нам в полной мере оценить степень нравственного воспитания ребенка в условиях ДОУ и семьи.
Публикация «Комплексное диагностическое исследование связной речи детей подготовительной группы через нравственное воспитание» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
(ВСЕ ТАБЛИЦЫ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ В ПРЕЗЕНТАЦИИ)
Задание 1: составление предложений по отдельным ситуационным картинкам (картинки-действия).
Цель: определить способности детей составлять законченное высказывание.
Задачи: развивать у детей самостоятельное установление смысловых отношений в высказывании и передавать их в виде соответствующей по структуре предложения.
Инструкция.
Подготовка к проведению диагностики:
Для проведения тестирования требуются несколько картинок следующего образца:
Девочка поливает цветы.
Мальчик моет посуду.
Мальчик убирает игрушки.
Девочка кормит щенка.
Тестирование проводится в индивидуальной форме. При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано? Кто (что) это? Что он (она) делает?»
Таблица 1. Уровень выполнения задания на составление предложений по отдельным ситуационным картинкам
(СЛАЙД № 3)
Задание 2: составление предложения по трем картинкам (например: мама, утюг, платье).
Цель: выявить способности детей составить предложение по трем картинкам.
Задачи: развивать способности детей устанавливать, логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания (предложения).
Инструкция.
Подготовка к проведению диагностики:
Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах сразу.
Таблица 2. Уровень выполнения задания на составление предложений по трем картинкам
(СЛАЙД № 4)
Задание 3: Пересказ текста знакомой сказки.
Цель: выявить потенциал детей воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре знакомый литературный текст.
Задачи: развивать способности детей передать содержание знакомой сказки полностью и точно, без наличия смысловых пропусков, повторов.
Инструкция.
Подготовка к проведению диагностики:
Для этого мы использовали знакомую детям сказку «Лиса и Козёл». Текст, сказки прочитывается дважды, перед повторным прочтением дается установка на составление самостоятельного пересказа. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Таблица 3. Уровень выполнения задания по пересказу текста
(СЛАЙД № 5)
Задание 4: Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Цель: выявление способность детей составлять связный сюжетный рассказ на основе ряда объединённых по смыслу и содержанию сюжетных картинок
Задачи: закреплять умение детей развивать фразовую речь, при составлении рассказа по картине.
Инструкция.
Подготовка к проведению диагностики:
Это задание используется для выявления способности детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядных последовательных фрагментов-эпизодов объединённых по смыслу и содержанию. По сюжетным картинкам дети составляют рассказ «Разбитая чашка». Картинки раскладываются в логической последовательности перед ребенком. Ребенок внимательно рассматривает и составляет рассказ по картинкам.
Таблица 4. Уровень выполнения задания на составление рассказа по картинке
(СЛАЙД № 6)
Задание 5: Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной и монологической речью при передаче впечатлений из личного опыта.
Задачи: развивать монологическую речь, при составлении рассказа без наглядной и текстовой опоры.
Инструкция.
Подготовка к проведению диагностики:
Ребенку предлагается рассказать, как он помогает родителям дома; какие у него есть обязанности по дому, как помогает родителям; назвать свои любимые игры и занятия с родителями.
Таблица 5. Уровень выполнения задания на сочинение рассказа на основе личного опыта
(СЛАЙД № 7)
Критерии оценки отнесения ребенка к тому или иному уровню составляется на основании суммирования балов за все пять заданий.
К высокому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 25 до 20 баллов по всем заданиям.
К среднему уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 19 до 14 баллов по всем заданиям.
К недостаточному уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 13 до 8 баллов по всем заданиям.
К низкому уровню развития связной речи относятся дети, набравшие от 7 до 5 баллов по всем заданиям.