Наталья Емельянова
Нравственное воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Доброта, отзывчивость, честность, порядочность, трудолюбие – кто из родителей не хотел бы воспитать у своего ребёнка эти прекрасные человеческие качества? К сожалению, их желания не всегда осуществляется.
Из моей практики известно что, в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной, благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы, сопереживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребёнка в дошкольном возрасте. Меня всегда интересовало: «Можно ли воспитывать у дошкольника чуткое и бережное отношение к чувствам других, если он сам постоянно сталкивается с непониманием и пренебрежительным отношением к своим переживаниям со стороны взрослых?». Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т. е. самооценка, формируется у ребёнка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значима для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Ребёнок боится их потерять их доверие и уважение, стремиться оправдать их хорошее мнение о себе. Но вряд ли малыш будет чувствителен к оценке взрослого, который не скупится на такие характеристики, как неряха, недотёпа, бестолковый и т. п., да ещё сопровождаемые шлепками и тычками. Если подобные «воспитательные воздействия» повторяются, ребёнок теряет чувствительность к ним. Затронуть его чувства, вызвать у него угрызение совести становится всё труднее. Например, ребёнок мешает сверстнику играть, отбирает у него игрушки. Не следует говорить ему, что он плохой, жадный мальчик, лучше обратить его внимание на то, как хорошо играл малыш, а теперь он плачет не может играть. Я советую ребёнку поступить так, «как поступают хорошие дети», - отдать игрушки и играть рядом или вместе. Помогаю детям организовать совместную игру. Оценка должна фиксировать внимание ребёнка не только на том, как он поступил - хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Публикация «Нравственное воспитание дошкольников» размещена в разделах
Так постепенно я учу ребёнка ориентироваться в своём поведении на то, как отразится его поступок на окружающих. Большое влияние на развитие у малыша нравственных чувств у малыша оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребёнок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируются его представления о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному. При этом для малыша очень важно, как оценивает поступки персонажей взрослый; на его мнение и отношение полагается дошкольник. В семье в общении детей со взрослыми, при чтении книг, просмотре телепередач есть немало поводов для бесед с ребёнком на этические темы. Я считаю, что нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъяснив ребёнку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п.
Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности. Поможет здесь игра. В игре дошкольник наиболее самостоятелен: сам выбирает, во что будет играть,действует в соответствии с замыслом и своей фантазией. В творческом характере игры заключено её воспитательное значение. Насильственное вмешательство в неё взрослого лишает малыша и радости от игры и интереса к ней, гасит его фантазию. Но это не значит, что родители должны полностью устраниться, отказаться от возможности через игру влиять на ребёнка. Непосредственное участие взрослых в играх младших дошкольников даже необходимо, так как они не умеют ещё использовать игрушки, играть вместе с другими детьми. Так что в этом случае нужен показ игровых действий, помощь в налаживании доброжелательных взаимоотношений со сверстниками а пока ещё примитивных играх.
Ребёнок растёт, и круг его общения расширяется, он всё более самостоятелен вступает в контакты с детьми и взрослыми. К этому периоду он должен овладеть необходимыми навыками культуры общения. Хорошие манеры – это не кем–то выдуманные условности, а столетиями отбиравшиеся правила поведения людей в обществе. Они необходимы, так как оберегают честь и достоинства человека, создают атмосферу доброжелательности и взаимного уважения. Здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться с просьбой, говорить «пожалуйста», извиняться, если нечаянно задел кого–то, совершил оплошность, уступать место взрослым, не перебивать их, когда они говорят,- эти элементарные правила культурного поведения должны быть твёрдо усвоены ребёнком ко времени поступления в школу.
На мой взгляд, дошкольник не может получить доступную ему информацию о жизни в общества. Источником ее являются взрослые члены семьи. Их авторитет для ребёнка столь велик, что сведения, поступающие из других источников, могут быть опровергнуты словами, мимоходом сказанными отцом или матерью. Поэтому столь ответственна их роль в формировании у дошкольника тех чувств и представлений которые лягут в основу воспитания патриотизма и гражданственности