Татьяна Фадеева
Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет
▼ Скачать +Заказ
«Духовно-нравственное воспитание детей 3-5 лет»
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли».
Н. И. Пирогов
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей 3–5 лет» размещена в разделах
Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребёнка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры. Качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания является интеграция его в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
В основу формирования подходов к определению сущности понятия «духовно-нравственное воспитание» для детей дошкольного возраста предложены следующие принципы:
1. отбор знаний, наиболее актуальный для ребенка данного возраста.
2. непрерывность и преемственность педагогического процесса;
3. дифференцированный подход к каждому ребенку;
4. рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватные возрасту;
5. принцип интеграции образовательных областей;
6. деятельный подход;
7. развивающий характер обучения.
Следуя этим принципам творческая группа, состоящая из пяти педагогов нашего детского сада, собрав воедино весь свой опыт разработала проект
«Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста». Срок реализации 3 года, возраст детей : 3-6 лет.
Цель нашего проекта:
Разработать и апробировать комплекс мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников.
Задачи:
• Развивать мотивационную сферу дошкольников, формировать стремления подражать положительным героям сказок.
• Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту. Формировать средствами предметов художественно-эстетического цикла духовно-нравственную личность, способную отличать внешнюю красоту от внутренней, стремящуюся к гармонии.
• Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
• Дать представление о нравственной свободе человека, учить детей различать понятия добра и зла, помочь увидеть красоту нравственных поступков. Помогать усвоению детьми нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость и правил доброй, совестливой жизни.
• Разработать комплекс мер по просвещению родителей в вопросах духовно-нравственного становления и патриотического воспитания детей.
Так как наша группа «Радуга» уже затронула все подпроекты: 1. «Сказка — ложь, да в ней намёк…», 2.«Как прекрасен этот мир…», 3. «В мире добра и чистоты», мы решили предоставить опыт работы по данному проекту.
Одним из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является сказка. Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.
Детей младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Можно сказать, что сказка с давних пор носит наравне с развлекательным и воспитательный характер. Все мы знаем как велико значение сказок в воспитании детей, ибо они занимают ум, чувства, воображение и тем самым закладывают духовно-нравственное начало. В нашей группе есть уголок театрализованной деятельности, в котором собраны разнообразные сказки. Это театры конусные, пальчиковые, теневые, на перчатках, на лопатках, на цилиндрах. Когда дети были в младшей группе они были зрителями в театре, а мы были для них бабушки-сказительницы, которые незаменимы в детстве, и являются соединяющим звеном поколений и традиций. А сейчас ребята сами выбирают сказки по своему желанию, обыгрывают их, показывают малышам.
Поставив перед собой цель - воспитание основ природного окружения и экологического воспитания ребёнка-дошкольника, я, со вторым педагогом, в своей группе, взяли данную тему для подпроекта: «Как прекрасен этот мир».
Всю свою работу мы строим с учетом ФГОС.
В групповой комнате созданы все необходимые условия для проведения системной Это и уголок природы с календарем наблюдений за погодой, и огород на окне, и экспериментально- исследовательская зона.
Так в системе используем мероприятия по посадке, росту растений и уходу за ними как в уголке природы так и на прогулках в цветнике.
Особое место в ознакомлении детей с природой отводится огороду на окне. Ранней весной мы проращиваем луковицы, сажаем семена растений на рассаду: «Витамины нам нужны», «Посадишь семечко – появится росток», «Мы овощеводы», «Во саду ли в огороде».
Имеется в нашей группе новый элемент развивающей предметной среды- это мини –лаборатория. Мини –лаборатория создана для развития познавательного интереса у детей к исследовательской деятельности, формирования у них научного мировоззрения: «Волшебница вода», «Необычные камни», «Что прячется на дне морском».
Есть на территории нашего учреждения и экологическая тропа, которая включает в себя различные виды деревьев: тополь, береза, черемуха, клен, елка, кустарники, первоцветы, муравейник, огород, луг, уголок леса.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для организации познавательно- исследовательской деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные времена года. Все это дает больше возможности для сенсорного развития детей, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок, эмоционального развития детей, в частности формировании чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Вся наша работа построена на основной деятельности дошкольников- игре. Игры используются как ролевые так и дидактические: «Кто где живет?», «Земля и ее обитатели», «Стань другом природы» и др. На собственном опыте мы убедились, что с помощью игр можно хорошо закреплять у детей полученные о природе представления.
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.
Народные православные праздники — яркая форма отдыха детей, педагогов и родителей. К сожалению и дети, и взрослые не понимают смысла многих праздников и причин их возникновения. Познакомить детей с православными обычаями помогают мероприятия, где мы совместно с сотрудниками историко- краеведческого музея рассказываем о традициях. Мероприятия сопровождаются песней, игрой, творческим трудом. Наиболее полюбившиеся мероприятия — Рождество, Пасха, Троица. В рамках проведения городского мероприятия «Праздник Пасхи», наши воспитанники вместе с родителями приняли активное участие в конкурсе по изготовлению пасхальных яиц из разнообразного материала и были награждены грамотами и поощрительными призами, а в этом учебном году мы познакомили детей с таким праздником как Покров Святой Богородицы. Провели покровские посиделки, пригласив отца Иоанна из Свято-Никольской церкви, на которых дети познакомились с историей праздника.
Православные праздники, со всеми, относящимися к ним обрядами – это источник познания народной мудрости, души, традиции уклада жизни нашего народа.
Третий наш подпроект: «В мире добра и чистоты».
Одной из основных задач воспитания дошкольников, стоящих на современном этапе перед воспитателем, является воспитание у дошкольников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою страну.
Представление о Родине начинается у детей с картинки, слышимой ребенком музыки, окружающей его природы, жизни знакомых улиц.
Год от года оно расширяется, обогащается, совершенствуется. Большое значения для формирования, расширения и углубления представлений о родном крае, патриотических чувств, воспитания любви к малой родине имеет применение в учебно-воспитательном процессе местного краеведческого материала.
Одной из главных целей образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении является создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту. Предполагается, что благодаря обращению к особенностям культуры и быта своего региона проживания, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, поймут меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Так, например, ребятам запомнилась экскурсия в краеведческий музей на тему «Байкал –жемчужина Сибири». Экскурсовод представила презентацию о Байкале, рассказала о животных, живущих в нашем крае, дети с удовольствием играли в народные бурятские игры, а в конце экскурсии получили картинки с легендами об озере. После этой экскурсии многие дети поделились впечатлениями о своей поездке с родителями на Байкал.
Много интересного дети узнали после экскурсии в дом-музей нашего земляка Евгения Евтушенко.
Становление личности ребенка происходит изначально в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение
В своей работе ориентируем родителей на совместную работу в данном направлении: на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью.
Стараясь заинтерисовать родителей, кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций используем разнообразные формы работы.
Например мы приглашаем мам на утренник, посвященный Дню Матери, а в вестибюле проходит выставка «Что умеют наши мамы» на которой демонстрируется разнообразие их увлечений. Принимая участие в акции «Дари добро», собрав вещи и игрушки, родители и дети доставили огромную радость ребятишкам из школы №6 и в детском отделении поликлиники. Участвуя в проекте «Покормите птиц зимой», делая оригинальные кормушки, взрослые воспитывают у детей желание заботиться о зимующих птицах.
На Новый год родители с детьми с удовольствием делают игрушки на елку, участвуют в Рождественских посиделках.
В нашем детском саду проходила выставка музыкальных инструментов народов мира и мамами и папами были сделаны такие инструменты, как гусли, цимбалы, скрипки, домры, най, гитары, трещетки, балалайки, барабаны, маракасы и др. Теперь дети с увлечением играют на них в музыкальных уголках.
Многие семьи откликнулись на предложение сделать свое генеалогическое древо и ребята с гордостью рассказывали о своих родных, показывая их фотографии.
Была проведена выставка поделок «Военная техника» ,рисунков «Мы за мир на планете» и спортивный праздник (соревнования между папами с детьми групп№4 и №6) .
И конечно особое внимание уделяется празднованию Дня Победы. Мы говорим с детьми о войне, воинах, которые воевали и ценой своей жизни принесли нам Победу, учим детей хранить память о павших во время ВО, формируем представление о том, как сейчас чтят ныне живущих ветеранов. Дети разучивают стихи, песни к 9 мая, ходят к памятнику павшим героям в парк победы.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед обществом.
Конечно, необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Большая часть наших воспитателей прошли курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию, в группы приобретена соответствующая литература
В этом году наша творческая группа: Тиминская С. В., воспитатель; Курилова Ю. Ю., воспитатель; Мастихина Т. П., воспитатель; Фадеева Т. И, воспитатель; Лузьянова А. Е., воспитатель. отправила свой проект на конкурс и победила в 1 (региональном) этапе ежегодного Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью до 20 лет на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Лучшая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». За что вся творческая группа получили дипломы победителей от Министерства образования Иркутской области и Иркутской Митрополии русской православной церкви.
В перспективе, по окончанию работы проекта, собрав весь накопленный материал, мы планируем написать программу по духовно- нравственному воспитанию дошкольников.
. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается – так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания.
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребёнка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.