Ирина Князева
Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
Представляю вашему вниманию опыт работы по теме «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества»
На начальном этапе проекта провела работу по выявлению овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Исследование проводила по методике Т. С. Комаровой. С целью определения уровня развития творчества использовала тестовое задание на дорисовывание шести кругов, которое также предложено Т. С. Комаровой.
Публикация «Нетрадиционные техники рисования как средство развития детского изобразительного творчества» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Качественный и количественный анализ позволил определить конкретные задачи, формы реализации проекта, разработать содержание всего педагогического процесса, организовать совместную (с родителями и детьми) творческую, поисковую и практическую деятельность.
Содержание и методика работы по развитию изобразительного творчества посредством нетрадиционных техник рисования
Тип проекта: исследовательско – творческий.
Вид проекта: долгосрочный, групповой.
Участники проекта: дети, родители, педагоги.
Сроки реализации проекта: Проект рассчитан на три года. Мероприятия проекта предназначены для работы с детьми, начиная со среднего дошкольного возраста.
Проблема: недостаточное овладение детьми изобразительной деятельностью и развитие их творчества.
Целью проекта является создание оптимальных педагогических условий, необходимых для развития изобразительного творчества у детей посредством нетрадиционных техник рисования.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу.
2. Отобрать критерии и показатели оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.
3. Разработать конспекты непосредственно образовательной деятельности по рисованию с применением нетрадиционных техник рисования.
4. Разработать и реализовать долгосрочный проект «Веселые художники».
5. Ориентировать родителей на развитие у детей изобразительного творчества путем совместного участия.
6. Создать предметно-развивающую среду для реализации проекта.
Для реализации проекта были поставлены задачи по возрастам:
В работе с детьми среднего дошкольного возраста основная задача-
Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, вызвать у детей эмоциональную отзывчивость.
В старшем дошкольном возрасте расширять возможности использования нетрадиционных техник рисования, формировать устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
В подготовительной к школе группе совершенствовать навыки свободного экспериментирования с изобразительными материалами.
Основной этап был направлен на реализацию мероприятий проекта. Для работы с детьми пятого года жизни я отобрала следующие техники : рисование пальчиками, ладошкой, оттиск различными материалами, знакомая форма - новый образ, восковые мелки в сочетании с акварелью.
Знакомство с нетрадиционными техниками начала с рисования пальчиками и ладошкой.
Эти техники самые доступные для детей среднего дошкольного возраста. С интересом дети изучали возможности собственной руки, ведь с помощью одной единственной ладошки они получали огромное количество самых разных отпечатков и дополняли их собственной фантазией.
Следующим шагом нашей работы было знакомство детей со способом, основан-ном на применении различных печаток ( оттиск различными материалами: печатками из картофеля, мятой бумагой, оттиском пенопластом). Этот вид рисования не требует никаких специальных навыков. Больше всего детям понравилось печатать смятой бумагой. Они сами готовили заготовки, с удовольствием превращали бумагу в комок, ведь этот процесс не менее увлекателен, чем само рисование. Отпечатки от комочков бумаги - не похожие один на другой, да и формы создаваемых пятен чаще всего самые неожиданные - всё это вкупе хорошо развивает фантазию.
Далее познакомила детей с техникой рисования - восковыми мелками в сочетании с акварелью. Эта техника вызвала восторг! Сначала на белом листе бумаги восковыми мелками рисуется задуманный сюжет. После этого, весь лист закрасили акварелью прямо поверх нарисованных мелками элементов. Рисунок появляется внезапно и, проявляясь, вызывает восхищение.
Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования в моей системе продумывалась таким образом, чтобы постепенно дети сознательно и активно приобретали навыки и умения, необходимые для решения изобразительных задач. В связи с этим, с детьми 5-7 лет использовала более сложные техники рисования, и распределила их по следующим блокам: кляксография, рисование штрихом, пластилинография, граттаж, рисование солью, рисование салфетками, пуантилизм, сангина, тиснение, рисование на фольге, монотипия (приложение 5) .
В старшей группе: рисование штрихом, монотипия, пластилинография, рисование солью, салфетками, на фольге.
В подготовительной к школе группе добавила следующие техники : кляксографии, рисование сангиной, пуантилизм, тиснение, граттаж.
Особое внимание уделила технике рисования штрихом. С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.
Нетрадиционную технику – монотипию использовала при обучении детей сюжетному рисованию, так как это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. Разновидностью монотипии является рисование на пене. В данном случае удачными получились работы детей по теме «Букет для мамы».
Кляксография – это отличный способ поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Она развивает творчество, фантазию, воображение.
Разрабатывая тематическое планирование, я заботилась о том, чтобы дети хорошо себе представляли то, что будут рисовать, чтобы непосредственно знакомились с предметами и явлениями, их окружающими. В связи с этим, подобрала соответствующий материал: художественные и музыкальные произведения, тематические иллюстративные альбомы, репродукции картин. При планировании старалась не ограничивать тематику детской деятельности. Детям предлагалось нарисовать нетрадиционным способом явления природы, животный мир звери, птицы, рыбы, космос, которые отразила в Блоках-циклах содержательной работы с детьми.
К примеру, в блок «Времена года и явления природы» в старшей группе вошли темы «Заснеженная зима», «Одинокое дерево» с использованием техники рисование солью и салфетками. В подготовительной к школе группе с использованием сангины нарисовали перелетных птиц.
Животный мир передавали также с помощью техник пуантилизм и рисование сангиной.
Во время работы необходимо было вызывать у детей желание к самостоятельному замыслу своего продукта и передачи их доступными средствами выразительности. Для этого в комплексно-тематическое планирование включена художественно - творческая деятельность «по замыслу». Таким образом, решалась задача развития творческого воображения, закрепления умения самостоятельно выбирать технику и тему, совершенствовались умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами.
Известно, что игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Поэтому, в своей работе я предусмотрела систему дидактических и творческих игр, которые позволяют быстро и легко отработать изобразительные навыки. Этому способствовали игры: «Подбери цвет и оттенок», «Придумай пейзаж», «Рисовальный контур», «Закончи узор на коврике», «Составь узор», «Волшебный круг», «Найди недостаток в портрете», «Чего не хватает?» и др.
По итогам реализации проекта в каждом учебном году проводилось итоговое мероприятие - создание коллективной работы с применением смешанных нетрадиционных техник с участием родителей:
- средняя группа «Солнечный день в лесу»;
- старшая группа «Какого цвета весна»
- подготовительная группа «Натюрморт
Для поддержки взаимопонимания и сотрудничества с родителями проводились консультации, мастер - классы, разработаны буклеты, памятки с подробным описанием различных техник. По итогам работы за три года создала «Энциклопедию нетрадиционных техник рисования», которая является пособием, как для родителей, так и для педагогов. В энциклопедии описаны 34 техники рисования. Следует заметить, что данные формы работы вызвали желание у родителей заниматься совместной изобразительной деятельностью с использованием нетрадиционных техник в домашних условиях
Одним из важных условий развития творческой деятельности является отношение к продуктам детского творчества. Организация выставок, оформление группового помещения укрепляло веру ребенка в свои силы, давало стимул для преодоления трудностей, повышало желание заниматься изобразительной деятельностью.
Наблюдаемая положительная динамика подтверждает предположения об эффективности использования нетрадиционных техник рисования. Качество детских работ значительно улучшилось, повысился интерес к изобразительной деятельности.
С учетом вышесказанного, можно сделать вывод, что:
нетрадиционные техники способствовали развитию технических навыков и умений в рисовании,
Дети самостоятельно выбирали способы рисования, проявляли творчество и самостоятельность (без опоры на образец) к предложенному заданию;
наделяли предмет оригинальным образным содержанием,
у детей сформированы композиционные умения, цветовосприятие;
эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, устойчивый интерес к изобразительной деятельности.
Мои выпускники продолжают принимать активное участие в смотрах, конкурсах детского творчества разного уровня (школьные, городские, окружные)
Результаты работы по реализации проекта ежегодно представляла для коллег в форме творческого отчета, в текущем учебном году организовала мастер-класс для заинтересованных и начинающих воспитателей, в который включила обучение нетрадиционным техникам рисования, познакомила с принципами планирования. В помощь педагогам разработаны «Конспекты непосредственно образовательной деятельности», буклеты, брошюры, уже названные раннее сборники «Дидактических игр», «Энциклопедия нетрадиционных техник рисования»,
Таким образом, развитие творческой личности дошкольника в условиях дошкольного образовательного учреждения возможно, благодаря созданию развивающей среды, способствующей превращению спонтанной и непосредственной активности ребенка в творческую деятельность и готовности педагога, проявляющейся в обеспечении условий для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества и поиске новых, творческих решений.