Хаустова Елена
Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника. Иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своём труде”.
Роден
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.
Публикация «Нетрадиционные техники изодеятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте предполагает решение трёх взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения;
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения;
Нужно отметить, что почти все дети рисуют, выполняют аппликацию. А это значит, что в дошкольном возрасте эта деятельность должна быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя и наклеивая, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по изобразительной деятельности доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Поэтому тему свою считаю актуальной.
Целью моей работы является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности.
Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т. д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Всеми этими предметами обогатили уголок изобразительной деятельности. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник:
* способствует снятию детских страхов;
* развивает уверенность в своих силах;
* развивает пространственное мышление;
* учит детей свободно выражать свой замысел;
* побуждает детей к творческим поискам и решениям;
* учит детей работать с разнообразным материалом;
*развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
* развивает мелкую моторику рук;
* развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
* во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В деятельность по аппликации решила внести большое разнообразие материалов для заполнения форм. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник повысило интерес дошкольников к изобразительной деятельности. Существует много техник нетрадиционного рисования и аппликации, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Составила перспективный план работы по каждой возрастной группе, написала конспекты занятий для детей разного дошкольного возраста. И выбрала тему для самообразования «Нетрадиционная техника изобразительной деятельности в детском саду».
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду»,Лоотсар Э. Э. «Аппликация в детском саду», Суховской Л. Г., А. А. Грибовской «Аппликация в детском саду», Петровой И. М. «Объёмная аппликация» я нашла много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
* сформировать у детей технические навыки рисования и аппликации;
* познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования и аппликации;
* научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники;
* развивать воображение и творческие способности детей;
* обогащать и расширять художественный опыт детей;
* побуждать ребенка экспериментировать;
* поощрять и поддерживать творческие находки;
* развивать целенаправленную деятельность детей и их стремление к созидательной активности;
* воспитывать положительное отношение ребенка к сотрудничеству со взрослым, с детьми, к собственной деятельности, ее результату;
* способствовать возникновению у него ощущения, что продукт его деятельности интересен другим и ему самому;
Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
С какими же нетрадиционными техниками изобразительной деятельности я знакомлю своих воспитанников?
Нетрадиционные техники рисования:
Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.
Кляксография.
Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т. к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.
Рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Восковые мелки + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.
Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок (пуантилизм)
.Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.
Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие, кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Техника «Ниткопись».
Эта техника вызывает у детей бурный восторг. Вам понадобятся хлопчатобумажные нитки, набор разведенных гуашевых или акварельных красок, которые необходимо время от времени размешивать и бумага. Нитки нарежьте так, чтобы ими было удобно работать малышам, 10-15 см, опустите нить в краску, чтобы она пропиталась. Держа ее за кончик, аккуратно уложите на лист бумаги и накройте другим листом так, чтобы кончик нити высовывался. Держите верхний лист, а нитку вытягивайте. Получилось очень красивое изображение.
Метод монотипии.
Этот интересный метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на твёрдой основе (пластик, дощечка для лепки, которое переносится на бумагу. На гладкой основе рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, накрываю изображение плотной бумагой, затем как бы промокаю рисунок, и снимаю лист бумаги. Получается два рисунка.
Техника фроттаж.
Ещё одна интересная техника для создания маленьких шедевров. Слово «фроттаж» происходит от французскогоfrotter — «тереть, протирать». Все мы в детстве переводили монеты на бумагу, положив ее под тетрадный листок и закрашивая сверху карандашом! Это, оказывается, и есть фротаж. Техникафротажа и заключается в том, что под листок бумаги кладут какой-нибудь рельефный предмет и закрашивают его сверху пастелью, пару минут – и поделка своими руками – готова! Главная задача - найти рельеф, который будет интересно смотреться на бумаге. И подобрать цвета, конечно.
Техника «Граттаж».
Технику «граттаж» еще называют «цап-царапки»!Рисунок выделяется путем процарапывания пером (зубочисткой) по бумаге или картону, залитых гуашью. Слово произошло от французского gratter— скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья.
Обычно берём плотную бумагу, наносим на неё гуашевые краски или восковые мелки, даём высохнуть. Затем натираем свечой и покрываем толстым слоем гуаши, когда рисунок высохнет, можно приступать к процарапыванию.
Рисование солью. Выполняем сначала рисунок простым карандашом. Раскрашиваем акварельными красками небольшой участок рисунка. Посыпаем солью. Соль впитывает лишнюю воду и прилипает к листу. Лишнюю соль стряхиваем. Продолжаем работу в том же духе до конца. Использование соли дает необычный эффект. Попробуйте – увидите.
Рисование крашеной солью.
Соль можно покрасить в разные цвета. Окраска соли:для начала разведем гуашь в емкости с небольшим количеством воды (чем больше воды, тем светлее цвет. Чем меньше воды, тем цвет интенсивней). Затем насыпаем соль в тарелочку и выливаем цветную воду. Аккуратно перемешиваем соль вилкой, чтобы вся соль была окрашена. Можно её сушить в духовке, нагреем духовку до температуры 100 градусов и на час поставим туда наши формочки с солью. можно использовать микроволновую печь, туда формочки ставятся на 5-10 минут при максимальной температуре. После того, как достали соль, вы увидите что получились сухие комки. Берем целлофановый пакет и высыпаем в него соль. Затем на разделочной доске раскатываем соль до тех пор, пока она не станет рассыпчатой. Для каждого цвета берем отдельную банку. Рисуем рисунок простым карандашом, затем клеем ПВА, на клей посыпаем солью.
Техника выполнения витражей – клеевые картинки. Контур будущего рисунка делается клеем ПВА из флакона с дозированным носиком. Предварительно эскиз можно нарисовать простым карандашом. Затем границы контура обязательно должны высохнуть. После этого пространство между контурами раскрашивается яркими красками. Клеевые границы не позволяют краске растекаться и смешиваться.
Нетрадиционные техники аппликации:
Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу (в старшем дошкольном возрасте можно использовать собственный рисунок ребёнка, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом.
Мозаика из яичной скорлупы.
Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем, на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились их можно раскрасить.
Мозаика из крупы
(рис, пшено, греча, макароны и др.) – можно использовать сразу несколько видов круп. На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой, так чтобы не оставалось пустот между крупинками. После того, как крупа приклеилась, её раскрашивают.
Мозаика из салфеток.
Из салфеток разного цвета подготовить шарики. Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.
Пластилинография.
Работать с пластилином всегда доставляет деткам огромное удовольствие. Самые разные детские поделки не обходятся без участия пластилина. А оказывается, что пластилином еще и можно рисовать. Такая техника выполнения аппликации из пластилина называется пластилинография. Это занятие наверняка увлечет вас не меньше, чем ваших детей. Пластилин используется в очень интересной технике обратной аппликации. Это наклеивание на основу маленьких шариков, узких палочек из пластилина, образующих мозаичный рисунок. Работы могут быть как простые, так и сложные. Вначале нарисуйте на листе картона рисунок-основу, затем заклейте лист картона скотчем. Заламинировавлист таким образом, на него можно прикреплять пластилин. Плюс такой техники заключается в том, что шаблон может стать многоразовым, на нем легко исправлять ошибки.
Техника «квиллинг», или бумажная филигрань,
- старинная техника обработки бумаги, которая открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Бумажные полоски скручиваются при помощи специального инструмента в роллы, затем им придают различную форму: «глазик», «капелька», «листик», «полукруг» и т. д. Данная техника требует ловких и тонких движений пальцев. Поэтому в процессе занятий рука приобретает уверенность, гибкость и точность, развивает глазомер, чувство пропорциональности в соотнесении элементов композиции.
Аппликация из пуговиц.
Оказывается, обычные пуговицы могут тоже выполнять важную функцию - быть средством развития мелкой моторики у детей, а вслед за этим, и вспомогательным материалом для развития речи. Работы, выполненные из пуговиц, заметно развивают мышление и фантазию, а ещё делаются очень быстро и ребёнок не успевает уставать.
Аппликация из макаронных изделий.
Контуры будущей работы обклеиваются макаронами (клей ПВА). При желании, когда работа хорошо подсохнет, макароны можно раскрасить акварельными красками.
Аппликация из бисера.
Фон рисунка частично закрашивается клеем ПВА, затем посыпается мелким бисером, который можно поправить с помощью зубочистки. Дать высохнуть будущему шедевру.
Аппликация из ткани.
Из накрахмаленной ткани дети вырезают будущие заготовки для своего творчества. Раскладывают их на основе и приклеивают с помощью клея ПВА.
Оригами.
Складывание фигурок из бумаги. Выполнение поделок в стиле оригами воспитывает у детей трудолюбие, развивает произвольную регуляцию деятельности, развивает конструктивные и творческие способности с учётом индивидуальных возможностей каждого ребёнка, развивает умение анализировать,планировать, создавать конструкцию по образцу, заданным условиям, знакомит детей со способамипреобразования геометрических фигур, развивает пространственную ориентировку.
Торцевание.
Достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования, бумагокручения. Несмотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками».
Обрывная аппликация.
Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия. В обрывной аппликации детали не вырезаются из цветной бумаги, а отрываются и приклеиваются в виде мозаики. Здесь не нужно чётких контуров и ровных линий - настоящий простор для творчества.
Модульная аппликация.
Суть этой аппликации заключается в следующем:вырезаются заготовки определённой формы (квадратной, прямоугольной и т. д.). Рисуется будущий рисунок и заполняется (можно использовать сухой клей) этими заготовками.
Объёмная аппликация.
С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги. Существуют и другие способы получения объёмной аппликации: 1. вырезаются круги и складываются пополам два раза, т. е. у нас получается своеобразная «юбочка». Один уголочек этой «юбочки» ведём на середину, делаем линию сгиба и накрываем вторым уголком, хорошо проглаживая линию сгиба. Затем плавно срезаем один уголок, разворачиваем и получаем объёмную деталь. 2. Круг складывается два раза пополам, после чего делаются надрезы. 3. Складывание бумаги гармошкой и вырезывание из неё различных деталей.
Мне и моим детям очень нравится экспериментировать, сочетая в одной работе несколько техник.
Коллаж.
Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы, а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т. д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т. д.
Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
* игра, которая является основным видом деятельности детей;
* сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
* просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
* проблемная ситуация;
* живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам изображения и дать понятие о разных техниках изображения.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Работая с ребенком, неизбежно сталкиваешься с родителями детей, и как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем успешнее становится ребенок. Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание». Я придаю большое значение общению с родителями, т. к. успех воспитания во многом зависит от единства требований, просвещения родителей в вопросах воспитания ребёнка. Провожу с родителями консультации, беседы по данной теме, даю рекомендации по освоению техник в домашних условиях. В очень интересной непринуждённой обстановке прошёл мастер – класс «Наши руки – не для скуки». С огромным удовольствием родители включились в работу по освоению различных техник нетрадиционного рисования и аппликации, а затем с гордостью делились своими успехами с детьми.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к необычным техникам изобразительной деятельности. Они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для его воплощения.