Бойко Натальи Николаевна
Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя — логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад «Карусель» с. Восточное
Хабаровский район, Хабаровский край
Мастер-класс для педагогов
"Нейроигры –
эффективный инструмент
в работе учителя - логопеда"
Подготовлен
учителем - логопедом
Бойко Н. Н.
с. Восточное
май 2023г
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Нейроигры как эффективный инструмент в работе учителя — логопеда» размещена в разделах
В последние годы значительно увеличилось количество детей логопатов. Поэтому перед педагогами остро встают вопросы раннего распознавания, квалифицированной диагностики и выбора адекватных методов коррекционного воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи.
В системе дошкольного образования наблюдаются значительные преобразования, вызванные изменением научной, материальной, методической базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Одним из важных условий обновления является использование инновационных технологий. Это позволяет, с одной стороны повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса, с другой - в большей степени применить индивидуальный подход в процессе обучения.
Результативность работы с каждым отдельным ребенком всегда разная. С одним ребенком процесс коррекции идет достаточно легко, эффективно, а у другого ребенка происходит «застревание» на различных этапах логопедической работы. Эффективной работа учителя-логопеда будет тогда, когда будет выстроена дифференцированно, с учётом логики развития мозговых структур. Успех коррекционной логопедической работы с детьми с речевой патологией также во многом зависит от комплексного подхода к коррекции речевых нарушений.
В последнее время особое внимание в логопедической практике уделяется такому направлению, как нейропсихология. Нейропсихологические методы обследования успешно применяются как для диагностики, так и для коррекции высших психических функций у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Теоретическая основа метода нейропсихологического изучения была разработана А. Р. Лурия и его сотрудниками (Л. С. Цветковой, Е. Н. Винярской, Е. Д. Хомской, Т. В. Ахутиной). Теоретический анализ исследований различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) позволяет отметить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).
Нейрогимнастика — это название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ.
Метод образовательной кинезиологии (гимнастика мозга, нейрогимнастики) применяется не только для коррекции развития детей с ОВЗ, но и для развития высших психических функций у нормально развивающихся детей, вплоть до одаренности.
С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения, также способствуют развитию координации движений и психофизических функций. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика — это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей, и для взрослых в любом возрасте.
Нейрогимнастика и кинезиологические игры и упражнения синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, улучшению восприятия речи собеседника (родителей, педагога и других детей, вызывают стойкий интерес у ребенка, активно концентрируют его внимание, позволяют быстро переключиться с одной деятельности на другую, что способствует быстрому включению ребенка в занятие. Кинезиологические игры и задания оказывают благотворное влияния на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, процессов восприятия, пространственных представлений и процессов саморегуляции. Во время регулярных занятий происходит стабилизация эмоционального фона, раскрытие внутреннего потенциала ребёнка, повышение уровня самооценки.
Разработка и внедрение проекта продиктованы обозначенной проблемой, которая своевременна и актуальна и для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, пропаганда и распространение нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками.
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
- вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
- активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
- побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данный мастер – класс может быть интересен педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста для развития речевых навыков.
Прогнозируемый результат мастер – класса:
*получение педагогами представления о методике выполнения кинезиологических упражнений;
*внедрение в образовательный процесс воспитателей методов и приёмов нейроигр для активации речевых способностей детей.
Методы и приё мы: упражнения, воспроизведение действий по показу логопеда, слайдовые презентации, игровой метод.
Оснащение: ТСО: экран, проектор; презентация «Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя – логопеда.
Раздаточные материалы: чистые листы бумаги, карандаши, фломастеры, игровые поля, карты – схемы, разноцветные камни, мелкие шарики, карточки с позами рук и картинок.
План проведения мастер – класса
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему.
II этап. Практический.
Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори».
Задание 2- Упражнение «Конструктор букв».
Задание 3- Упражнение «Зеркальное рисование».
Задание 4 – Упражнение «Нейропризнаки».
III этап. Подведение итогов. Рефлексия.
I этап. Приветствие. Вводное слово педагога – мастера. Вхождение в тему.
Слайд-1
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я буду рада поделиться с вами своим опытом работы и проведу небольшой логопедический мастер-класс по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда».
Слайд-2
Слайд-3
Начну своё выступление со слов заслуженного учителя, отличника народного просвещения, логопеда высшей квалификации Т. А. Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».
Мы наблюдаем, что у детей, имеющих НР, как правило, наблюдаются нарушения высших психических функций, эмоционально-волевой и двигательной сферы, что свидетельствует о поражении со стороны центральной нервной системы в целом, либо незрелости определенных структур головного мозга.
Все эти трудности у детей с точки зрения нейропсихологии тесно переплетаются с проблемами логопедии, поэтому использование нейропсихологических методов и приёмов логопедами, дают возможность более эффективно вести коррекционную работу.
Слайд-5
Нейроигры это эффективнейшая методика, позволяющая без использования медикаментов, помочь детям при нескольких видах нарушений.
Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушений речевых и психических процессов ребёнка через движение.
Систему упражнений с нейрокоррекционным воздействием я использую во время логопедических занятий на всех этапах, от момента выполнения подготовительных артикуляционных упражнений до автоматизации поставленного звука на материале чистоговорок и стихотворений.
Слайд - 6
На первом этапе для формирования необходимого артикуляционного уклада мы используем метод биоэнергопластики с дидактической куклой Лягушкой-Болтушкой, тактильно-кинестетическую стимуляцию с массажными ковриками.
Используем кинезиологические дорожки для обеих рук с одновременным проговариванием изолированного звука. Направлены на развитие координации, формирование содружественных движений двумя руками. Когда левая и правая рука выполняют одновременно разные движения.
Слайд - 7
Применяем зеркальное рисование, когда ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки, произнося нужный нам звук.
Слайд-8
Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия позволяют создать новые нейронные связи в коре головного мозга. У детей при этом наблюдается положительная динамика в коррекционном процессе, повышается мотивация и работоспособность, формируется самоконтроль за речью, звуки быстрее автоматизируются. Такие игры, как «Кулак, ребро, ладонь», «Лезгинка», «Стул» «Стол», «Оладушки» очень любят дети, их можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
Гимнастику мозга можно использовать в качестве динамических пауз или как организационный момент перед началом занятия. Мы с детьми отрабатываем слоговые цепочки и чистоговорки в сочетании с движениями.
Слайд-9
Корректурные пробы применяем для автоматизации звуков
Слайд-10
Игры с тактильными мешочками, массажными мячиками, орешками. 1. перекладывание из правой руки в левую и наоборот 2. передача соседу и наоборот. 3. по кругу 4. перекрёстные движения (правая рука сверху, затем левая).
Слайд -11
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта.
Слайд-12
Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительны, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений.
Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличия у человека более сильных аналитических способностей, а также лингвистических наклонностей.
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие?
Слайд-13
Для этого я предлагаю вам пройти 4 легких теста, для которых вам понадобиться только ваша память, чтобы запомнить последовательность букв.
1. Для начала предлагают вам сцепить (сплетем) руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если сверху оказался палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой, то П;
2. Давайте представим себя, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом левом глазе запоминаем букву Л, если при закрытом правом глазе, то букву П;
3. Теперь предлагаю вам сложить руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
4. И предлагаю Вам поаплодировать друг другу. Вы молодцы. Но какая, же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву.
И, что же в итоги у нас получилось? Если больше букв П, то правое, если Л, то левое.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полной объеме, предлагаю вам поиграть в нейроигры.
II этап. Практический.
Задание 1 – Упражнение «Попробуй повтори».
Суть игры – воспроизвести положение рук которое видиту на карточке, и одновременно произнести название картинки, которая расположена над этой позой руки. Используется для стимуляции развития нервной системы, способствует образованию новых нейронных связей.
Игру «Попробуй повтори» рекомендую воспитателям включать на занятиях, как физминутку, или в совместную деятельность.
Задание 2- Упражнение «Конструктор букв».
«Конструктор букв» (двуручная деятельность). На выкладывание одновременно двумя руками букв по образцу из камней, пуговиц, шариков и т. д.
Задание 3 - упражнние «Нейропризнаки»
Перед вами лежит лист на котором нарисованы картинки, красного и зелёного цвета. Ваша задача левой рукой все большие, красные предметы нужно обвести в кружок. Правой рукой все маленькие, зелёные предметы нужно зачеркнуть. Задание выполняется обеими руками одновременно.
Задание 4 – Упражнение «Зеркальное рисование».
«Зеркальное рисование». Способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание информации. Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры и т. д.
ПОНЯТИЙНЫЙ СЛОВАРЬ
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Кинестетика - мировосприятие мира через рецепторы, расположенные на теле человека, по сути кинестетику можно назвать синонимом осязания, так же широко применяется термин – тактильное чувство.
Нейрогимнастика - это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные неврологические заболевания и синдромы, такие как: ЗПР, СДВГ, РАС, алалия, дизартрия и другие.
Нейропсихология - междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки, нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ.
Речевое развитие - широко используемое комплексное обозначение процессов, этапов и методик, связанных с овладением (как ребёнком, так и в широком смысле — человеком в течение жизни) средствами как устной, так и письменной речи (языка, характеризующими в свою очередь развитие его навыков коммуникации, вербального мышления и литературного творчества.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/или к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
III этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны, практической значимости проекта заключается в том, что с каждым годом растет число детей с речевыми нарушениями.
Актуальность заключается в том, что становится вопрос о внедрении в практику логопедической работы с детьми – логопатами инновационных образовательных технологий.
Новизна проекта обусловлена недостаточной освещенностью данного вопроса в методической литературе.
Практическая значимость проекта состоит в том, что с помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Данный метод коррекции улучшает у ребенка память, внимание, речь, процессы письма и чтения, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Как показывает опыт, образовательную кинезиологию и нейрогимнастику необходимо использовать для коррекции детей, имеющих отклонения в развитии.
Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для коррекции нарушений речи, которые вы тоже можете с успехом применять в своей работе.
Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете применять в своей практике.
Жест «Виват» (указательный и средний палец руки направлены вверх). Если вы уже используете продемонстрированные методы.
Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днем был день –«сегодня», самым большим даром-любовь, а самым большим богатством здоровье!
Спасибо за внимание!
Используемая литература:
1 Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»;
2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155);
3 Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28.02.2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;
4 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2);
5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 сентября 2020 г. № 28);
6 Визель Т. Г. «Основы нейропсихологии»;
7 Колганова В. С., Пивоварова Е. В. «Нейропсихологические занятия с детьми»;
8 Лурия А. Р. «Основы нейропсихологии».