Милана Шамхалова
Нейрогимнастика как эффективная технология развития детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
«Нейрогимнастика-как эффективная технология развития детей в дошкольном возрасте"
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
Публикация «Нейрогимнастика как эффективная технология развития детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
- Нейропсихологические игры и занятия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2023
В. А. Сухомлинский
Постоянно растущее число детей с нарушениями в психическом и физическом развитии ставит перед педагогами и специалистами задачу поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления психического и физического здоровья детей. Мы привыкли, что выполняя физические упражнения мы тренируем тело. Существуют специальные упражнения для тренировки мозга.
Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, направленный на активизацию естественных механизмов работы мозга через выполнение физических движений. Выполняя эти упражнения, ребенок развивает сенсорную и пространственную ориентировку, у него формируется произвольное внимание, функция самоконтроля, развивается зрительно-моторная координация, согласованность, точность, плавность движений обеих рук. А так же активируется развитие речи. Но самое главное происходит синхронизация работы левого и правого полушарий головного мозга.
Отсутствие слаженности в работе полушарий мозга – частая причина неуспешности ребенка. Так как при наличии несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушарием. [1, 35]
Если полушария взаимодействуют друг с другом слабо, ведущее берет основную нагрузку на себя, а другое блокируется. В результате у ребенка возникают проблемы с ориентацией в пространстве, координацией пишущей руки со слуховым и зрительным восприятием, адекватным эмоциональным реагированием. Он становится мнительным и с трудом учится чему-то новому.
Особое значение межполушарное развитие имеет в возрасте от 3 до 8 лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа – зрительное, слуховое, кинетическое, зрительно-моторное, слухомоторное восприятие, смысловое различение звуков и многое другое.
Поэтому использование кинезиологических упражнений, которые способствуют развитию межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия приносят пользу каждому ребенку независимо от имеющихся проблем в развитии. Упражнения дают немедленный и кумулятивный (накопительный) эффект.
Родоначальником кинезиологии стал американский исследователь и остеопат Джордж Гудхард. Он впервые заметил, что одна и та же мышца может иметь разную силу. Из этого наблюдения выросла наука, которая базируется на целостном подходе к человеку. [2, 78]
Кинезиологические упражнения, нейрогимнастика позволяют улучшить работу полушарий головного мозга, гармонизировать их взаимодействие, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. По этой причине нейрогимнастику практикуют для детей дошкольного возраста, которая помогает сбалансировать развитие обоих полушарий головного мозга.
Эра цифровых технологий изменила образ жизни дошкольника, особенно в домашних условиях, дети ведут малоподвижный образ жизни, сидят возле гаджетов, в телефонах, у компьютера. Современные дети с каждым годом становится физически, психически, соматически более ослабленными, что особенно сказывается на развитие речи, больше появляется детей логопатов.
Учитывая этот фактор, я начала интересоваться технологией нейрогимнастики и интенсивно включать ее элементы в занятия с детьми, чтобы увеличить способности детей к обучению.
Упражнения можно использовать как на коррекционно-развивающих занятиях, в качестве динамических пауз, так и перед занятиями, как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Выполнять движения можно в любое время, выделяя на это всего лишь несколько минут. [3, 45]
Рассмотрим существующие упражнения:
Массаж (самомассаж) — воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин.
Растяжки — система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний (гипо или гипер тонуса, зажимов и ригидных телесных установок, оптимизации и стабилизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. [5, 89]
Телесные движения — развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Упражнения на релаксацию — способствуют расслаблению, снятию физического и интеллектуального напряжения, формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребенка.
Дыхательные упражнения — направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а так же в комплексе с различными движениями, что способствует снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка.
Упражнения на развитие мелкой моторики – стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию. Развитие тонких координированных движений пальцев рук способствует активизации речевой активности у детей, более эффективному преодолению имеющихся нарушений звукопроизношения.
Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма. Чаще всего для их проведения используют нейротренажеры.
Нейродорожки — ребенок проводит пальчиком по дорожке одной рукой, другой, двумя руками следуя заданному направлению. Подобные упражнения можно проводить, используя подручные материалы, например детали конструктора. Перед ребенком лежат маркеры. Ребенок выполняет действия, соблюдая данную последовательность. [4, 55]
Раскраски и нейропрописи. Они построены на использовании с детьми метода психографики: обведи по точкам, заштрихуй, дорисуй объект, зеркальное рисование.
Подводя итог, следует отметить, что регулярное выполнение комплексов оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического, эмоционального здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою очередь способствует коррекции недостатков развития дошкольников с задержкой речевого развития.
Я заметила, что даже кратковременные занятия нейрогимнастикой положительно влияют на эмоциональное состояние ребенка. Регулярные тренинги помогают значительно улучшить состояние психических функций и мыслительных способностей, снизить утомляемость, улучшить мелкую и крупную моторику, укрепить вестибулярный аппарат, снять стресс и напряжение предотвратить нарушения связанные с восприятием пространства, что способствует профилактике комплексного развития детей.
Оценив, какое положительное воздействие оказывает нейрогимнастика на развитие ребёнка, планирую и в дальнейшем применять в своей педагогической деятельности, в качестве коррекции недостатков речевого развития у детей.
Успехов Вам и Вашим детям!
Список литературы:
Михеева Е. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников : Практическое пособие. — М. : Аркти, 2008.
Трясорукова Т. П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей : нейродинамическая гимнастика. — Изд. 2-е. Ростов н/Д. : Феникс, 2019.
Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей.