ИРИНА ДАНИЧ
Проект «Создание мини-музея «Народная игрушка» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Выполнил:
Данич Ирина Дмитриевна
воспитатель МАДОУ «Буратино»
Проект «Создание мини- музея «Народная игрушка»
(для детей среднего дошкольного возраста)
Пояснительная записка
Игрушка для ребенка - не просто забава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра, в которую дошкольник включает манипуляцию теми или иными игрушками, это лучшая школа морали в действии (А. Н. Леонтьев).
Публикация «Проект „Создание мини-музея „Народная игрушка“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты
- Темочки
Проект разработан в соответствии с принципами ФГОС ДО. Направлен на решение одной из таких задач ФГОС, как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. Основанием для разработки и реализации проекта послужило развитие социально-коммуникативных и художественно-эстетических навыков в процессе совместной деятельности педагогов, родителей и детей.
Актуальность:
Детство – незабываемая пора в жизни ребёнка. Она должна быть наполнена теплом, добротой, радостью и игрушками, любовью и заботой родителей. В современном мире существует только цифровое телевиденье и компьютеры, которые несут в себе агрессию и на последний план отодвигают всё-то доброе и тёплое, что греет душу.
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к воспитанию и образованию детей претерпевают в последние годы серьёзные изменения. Педагоги отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и, соответственно изменение её роли в процессе первичной социализации детей. Важным условием изменения сложившейся ситуации является развитие взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Совместной деятельностью принято считать деятельность, возникающую при объединении людей для достижения общих целей. Одной из форм такой деятельности является мини-музей в детском саду. Мини-музей – одно из важных средств, формирующих вкус детей, приобщающих к истокам родной культуры. Примером такого взаимодействия семейного и общественного воспитания в организации художественного образования и эстетического воспитания может быть разработка и реализация проекта по изучению и созданию мини-музея, посвященного истории куклы. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли, и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.
Мини-музей ориентирован на развитие творческого взаимодействия детского сада с семьёй дошкольника, открывающего новые возможности для совместного творчества; повышение уровня художественно-эстетического развития детей и взрослых (родителей и педагогов); приобщение к музейному искусству, имеющему большую воспитательную и образовательную ценность в семейных взаимоотношениях.
Мы решили помочь своим воспитанникам на примере мини-музея игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Проблема:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Общие сведения о проекте :
Тип проекта детско – родительский, познавательно- творческий
Место реализации МАДОУ «Буратино»
По виду деятельности Познавательно- творческий
По продолжительности среднесрочный (01.09.2017 – 27.12.2018г.)
По форме реализации групповой
Участники проекта дети средней группы, родители, воспитатель
Возраст детей 4-5 лет
Цель проекта : приобщение всех участников образовательных отношений (дети, родители, педагоги) к духовно- нравственным ценностям через совместную деятельность.
Задачи проекта :
• обогащать и расширять знания детей о родной культуре, через народную игрушку;
• познакомить детей с народными игрушками и материалом, из которых они выполнены;
• формировать и поддерживать интерес у всех участников проекта к родной культуре;
• вовлечь родителей в активную совместную деятельность с детьми для обогащения их педагогического опыта;
• способствовать развитию партнерских отношений между детьми и родителями, коммуникативных качеств, созданию радостного эмоционального настроя, поощрять творческую инициативу;
• создать дополнительные условия для обогащения развивающей предметно - пространственной среды;
• воспитывать у детей духовно - нравственные качества, коммуникативные способности и трудолюбие в ходе коллективной деятельности.
Механизмы реализации проекта :
• совместнаядеятельность педагога с детьми ( в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной,познавательно-исследовательской, изобразительной,чтение художественной литературы);
• самостоятельная деятельность детей;
• взаимодействие педагога с родителями, родителей с детьми.
Продукты проекта :
• презентация итогов проекта для педагогов и родителей ДОУ;
• выставка кукол сделанных руками детей и родителей;
• создание мини-музея народной куклы - игрушки в дошкольном учреждении.
• создание картотек колыбельных песен и хороводных народных игр;
• оформление альбома с иллюстрациями «Русская народная кукла- игрушка»
• взаимодействие в рамках родительского клуба «Играем вместе»;
• слайдовые презентации консультаций, мастер - классов: «Роль народных игр и игрушек в воспитании дошкольника».
Ожидаемый результат:
• побуждение интереса детей к родной культуре через знакомство с народной игрушкой, развивать эстетический вкус;
• увеличение словарного запаса детей младшего дошкольного возраста;
• увеличение речевой активности детей в различных видах деятельности (речь детей становиться более эмоциональной и выразительной);
• повышения уровня творческой активности;
• продолжение формирования умения рассматривать и обследовать предметы, в том числе с помощью рук
• формирование мотивации к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
• использование современных образовательных технологий, направленных на развитие дошкольников;
• повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• создание дополнительных условий для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
• повышение уровня организации взаимодействия с семьей.
Реализация проекта
I этап –подготовительный, сроки реализации сентябрь 2017 года
Содержание деятельности
Сентябрь
Взаимодействие с детьми
• ознакомительная беседа на тему «Что такое музей?»
• показ презентации «Игрушки наших предков»;
• беседа «Моя любимая игрушка»;
• выявление интересов и знаний детей о народных игрушках
Взаимодействие с родителями воспитанников
• сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение образовательных потребностей семьи;
• опрос – анкетирование «Какова роль народной куклы-игрушки в воспитании ребенка?»; «Ребенок и народная кукла»
• знакомство родителей с проектом;
• беседа с родителями о целях и задачах проекта;
• совместная разработка плана реализации проекта;
• размещение наглядной информации на стенде родительского уголка, на сайте группы «Колокольчики» : «Нравственное воспитание через народную куклу», «Русская игрушка в эстетическом воспитании детей», «Как выбрать игрушку ребенку?», «Народная игрушка- что это такое?»
• выставка рисунков «Игрушка наших предков»
• подбор материала для изготовления экспонатов для мини- музея.
Организация РППС в группе
• настольные и дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди части картинок», «Собери матрешку», разрезные картинки «Добрая забота»
• подбор русских народных сказок;
• подбор природного и бросового материала;
• красочные иллюстрации «Народные игрушки».
• Хороводные игры, музыка
- Разработка конспектов, картотек народных игр, пособий;
- Подбор иллюстраций о жизни детей в прошлом : занятий, играх, игрушках, которыми играли;
• Подбор сказок, потешек, небылиц.
II этап - основной – практический, сроки реализации сентябрь - ноябрь 2018 года
Содержание деятельности
Октябрь - ноябрь
Взаимодействие с детьми
Экскурсии в мини-музей ДОУ «Русская изба»
Игровая деятельность
• пальчиковая игра «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Ладушки», «Матрёшки»;
• игры с конструктором, мозаикой, прищепками, кубиками и т. д.
Двигательная деятельность
• хороводные игры;
• подвижная игра «Раздувайся пузырь»,«Золотые ворота», «Гори, гори ясно…», «Жмурки с колокольчиком», «Колечко», «Гуси, гуси», «Котя, котенька, коток»;
Изобразительная деятельность
• лепка: «Украсим лошадку» в стиле дымковской игрушки, «Неваляшка»;
• рисование: «Коняшка», «Узоры на тарелочке»;
• аппликация: «Сорока», «Матрешка»
Познавательно – исследовательская деятельность
• исследование свойств природного материала (трава, ветки деревьев, листья, глина);
Коммуникативная деятельность
• беседа: «Народные игрушки», «Из чего сделаны игрушки», о музыкальных игрушках : дудочка, деревянная ложка, погремушка.
• разучивание потешек: «Петушок, петушок, золотой гребешок…», «Наши уточки с утра», «Гуси-гуси га-га-га»
• чтение народных сказок, заучивание небылиц
Взаимодействие с родителями
• родительские встречи, в рамках деятельности родительского клуба на тему: «Народная кукла - игрушка в игре современных детей»;
• консультации индивидуальные и групповые «Влияние народной куклы – игрушки на развитие детей»,
• памятка для родителей: «Польза традиционной игрушки!»;
• беседы с родителями «Для чего нужны игрушки наших предков?»;
• папка – передвижка «История народной игрушки»
• мастер – класс:«Делаем куклы своими руками»
• конкурс для родителей «Развиваем творческие способности через изготовление народных кукол»;
• семинар практикум для родителей: «Семейная мастерская»;
• фотогазета «Играем, развиваем, творим дома с родителями».
Организация РППС в группе
• пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими, хороводными играми;
• пополнение книжного центра – новыми детскими книгами и дисками с народными сказками- мультфильмами, музыкой, иллюстрированными картинками;
• пополнение центра искусств дымковскими и филимоновскими игрушками
В рамках проекта используются разнообразные
формы взаимодействия с родителями:
Информационно - аналитические • консультации
• памятки
• беседы
• анкетирование
• сайт группы «Колокольчики»
Наглядно - информационные • фото – выставки
• день открытых дверей
• открытый показ совместной деятельности взрослых и детей
• фото – стенды
• выпуск мини книг со схемами изготовления кукол
Познавательные • совместная деятельность по плану реализации проекта
• мастер – классы
• родительский клуб «Играем вместе»
Досуговые • совместная театрализованная деятельность
• участие в конкурсах и выставках
IIIэтап - заключительный, сроки реализации декабрь 2018 года
Содержание деятельности
Декабрь
Взаимодействие с детьми
• развлечение: «Ярмарка народной игрушки»
Взаимодействие с родителями
• оформление мини-музея «Народная игрушка»»
• презентация итогов проекта, в рамках заседания клуба «Играем вместе»;
• размещение результатов реализации проекта на сайте группы «Колокольчики»
Презентация материалов (продуктов) проекта для педагогов дошкольного учреждения, города
• мастер- класс для педагогов дошкольного учреждения, города по изготовлению народной куклы - игрушки;
• презентация проекта;
• размещение материалов проекта на официальном сайте ДОУ;
• диссеминация опыта на различных уровнях
Результатом реализации проекта стали :
• появился интерес у детей к русской культуре через знакомство с народной игрушкой;
• увеличился словарный запас детей младшего дошкольного возраста;
• увеличилась речевая активность детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной;
• повысился уровень творческой активности;
• появилась мотивация к систематическому сотрудничеству и участию в образовательном процессе ДОУ
• повысился уровень педагогической компетентности родителей в вопросах духовно – нравственного развития детей, организации совместной деятельности по изготовлению народной игрушки;
• были созданы дополнительные условия для эмоционального комфорта и развития развивающей предметно - пространственной среды;
Учебно-методические материалы:
1. Бударина Т. А., Макреева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Детство – Пресс, 2010
2. Греков А. «Музей игрушки и его основатель»
3. ЗиминаЗ. И. ,Текстильные обрядовые куклы [Текст] / З. И. Зимина. –
4. 2. Котова И. Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла [Текст] / И. Н. Котова, А. С. Котова. - СПб, Паритет, 2009.
5. Комарова Т. С. «Народное творчество в воспитании детей»
6. Лыкова И. «Я леплю свою игрушку»
7. Морозова Е. «Кукла как образ человека» Д/В №1-2009
8. Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.ru. -2008.- 15 ноября
9. Рыжова Н, Логинова Л. «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
10. Скорлупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством»
11. Чебан А. Я., Бурлакова Л. Л. «Знакомство дошкольников с народной культурой»
Приложение 1