Наталья Панкратова
Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд №1). Воспитывать маленького патриота необходимо начинать с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живёт, детского сада, родного города…
Воспитание любви к Родине, к семье, к детскому саду, родной природе, уважительного отношения к символике страны – гербу, гимну, флагу - необходимо начинать в дошкольном детстве (Слайд №2).
Публикация «Продуктивная деятельность как средство патриотического воспитания детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Темочки
Деятельность детей в детском саду многообразна. Полноценно раскрыть таланты ребенка мне помогает продуктивная деятельность - это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, поделок из пластилина, глины и т. п., обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная (Слайд№3). Продуктивная деятельность детей формируется в дошкольном возрасте и, наряду с игрой, имеет в этот период наибольшее значение для развития психики ребенка. Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности. Такая деятельность развивает не только образные формы мышления, но и такие качества как целенаправленность, умение планировать свою деятельность, достигать некоторого результата.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патриотического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к Родине, воспитание у детей патриотизма. Но, как правило, знакомство с Родиной начинается со знакомства с родным городом. С этой тематикой у нас связаны следующие работы: (Слайд №4, вот это - бренд нашего города «Созидать объединяя», который дети вылепили на пластине, а это - (Слайд №5) рисунки вечернего города, выполненные в технике «граттаж». Также мы принимали участие в конкурсе рисунков «Оскольский вернисаж». (Слайд №6)
Знакомство с Родиной является стержнем, вокруг которого реализуются различные виды деятельности детей, разнообразные отрасли знания. Например, мы знакомим детей с Российским флагом, а в День Государственного Флага Российской Федерации (Слайд №7) дети изображают Российский флаг на асфальте цветными мелками, (Слайд №8) а этот триколор появляется в процессе образовательной деятельности.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Гуляя с детьми по осеннему парку, любуемся красотой родной природы, собираем листья. А потом, при помощи поэтического слова, песенного творчества мы показываем красоту символа России – русской березки. (Слайд №9) Вернувшись с прогулки, дети рисуют берёзу в золотом платье, а также выполняют аппликационные работы из засушенных листьев. Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
При работе над темой «Москва – столица России» для ознакомления с историей города мы использовали исторические и современные фотоальбомы о столице. После чего провели игру по моделированию крепостных стен и башен Кремля. Предварительно познакомив детей с названием башен, храмов, дворцов, палат и историей их создания. (Слайд №10). На основе полученных знаний, дети вначале нарисовали Кремль, а потом делали модель Кремля из готовых деталей, заселяли его людьми, строили дома – таким образом, реализовывали полученные знания.
Но патриотическое воспитание базируется не только на любви к Родине, но и на любви к семье, родным, близким. Для того чтобы раскрыть все грани таланта ребенка, мы находим ту сферу деятельности, в которой он мог бы проявить себя с наилучшей стороны. Во время продуктивной деятельности мы ориентируем детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы. Дети начинают понимать, что рисунок должен быть красивый, поделка - необыкновенной, чтобы они смогли порадовать маму, бабушку. (Слайд №11) Мы с ребятами обязательно готовим рисунки или поделки для поздравления с праздником.
В связи с этим хорошей традицией в нашей группе, да и во всём детском саду стало проведение праздника «День матери», праздника «8 марта». (Слайд №12). Были выпущены фотогазеты «Моя мама дома и на работе», «Мамочка любимая», а также альбом «Женские профессии в семье». Ко «Дню семьи любви и верности» изготовили рамки для семейных портретов из природного и бросового материала.
С младенчества ребёнок слышит родную речь, песни мамы, сказки, которые открывают ему окно в мир, вселяют надежду и веру в добро.
Знакомив детей с русскими народными сказками, былинами мы обязательно закрепляем эти знания продуктивной деятельностью. (Слайд №13). Вот русские богатыри на странице книги, а вот уже вылепленные из пластилина и сделанные на пластине.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу. (Слайд №14). Реализация этой части работы включает в себя мероприятия разнообразных организационных форм, где взаимодействуют все участники образовательного процесса - дети, родители, воспитатели, ветераны войны, работники музея и библиотеки. (Слайд №15). Неоднократно проводились экскурсии в музей, к историческим памятникам, оформлен стенд «Бессмертный полк». (Слайд №16). Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. Везде соблюдается традиция: «Родина помнит героев, защитивших её от врагов».
Дети выражают своё уважение и свою благодарность через творчество. (Слайд №17). Ребята своими руками, используя различные способы работы с бумагой, изготавливают подарки папам и дедушкам в «День защитника Отечества».
(Слайд №18) Из рисунков детей на тему «Салют Победы» и «Солдат победитель» была организована выставка «Радость Победы».
И в заключении хочется сказать: «Созданный в ходе детской деятельности продукт, отражает представления ребенка об окружающем его мире, его эмоциональное состояние, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство развития патриотических чувств у дошкольника. А важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом».
Литература
1. «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»
2. Лыкова И. А. Образовательная область «Художественное творчество» // Примерная основная общеобразовательная программа «Мир открытий. / Науч. ред. Л. Г. Петерсон. – М. : Цветной мир, 2012. – 320 с.
3. Лыкова И. А. Стратегия формирования эстетического отношения к миру в изобразительной деятельности дошкольников. М., 2009. – 350 с.
4. Н. В. Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Изд. УЦ «Перспектива», Москва – 2009.
5. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Изд. «Детство-Пресс», Санкт-Петербург, 2009 г.
6. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова Мы живём в России. Изд. «Издательство Скрипторий», Москва, 2007 г.
7. М. Д. Маханева Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Изд. «Аркти». Москва, 2004 г.