Жедунова Елена
Русская народная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Русская народная культура, как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Жедунова Елена Александровна,
воспитатель, МБОУ «Школа № 29», г. Н. Новгород
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Патриотизм - это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Россия- родина многих. Но для того, чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны, как свои собственные.
Следует отметить, что патриотические чувства не возникают сами по себе – это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека с самого раннего возраста. Ребёнок должен понять, что он – часть народа огромной страны, что он маленький россиянин. Сейчас к нам возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно- прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
В жизни современных детей народная культура прежде всего образует эстетический и эмоциональный фон. Весёлые, жизнерадостные, ритмичные народные потешки, пестушки, прибаутки; игры; приговорки; яркие, красочные предметы народного декоративно- прикладного искусства создают атмосферу тепла и радости. Именно поэтому включение народного художественного искусства в повседневную жизнь, быт детей в этот период особенно желательно. Эта культура образует чувственный «фундамент» патриотического чувства.
Важно строить знакомство детей с народным искусством на материале, имеющем подлинную художественную ценность. Желательно использовать все возможности, чтобы пойти с детьми в музей, театр, на концерт, выехать на экскурсию. В дошкольном возрасте дети обязательно должны узнать и оценить свою «малую родину» — место, где они родились и растут. Поэтому предпочтительно знакомить детей в первую очередь с теми промыслами, которые бытуют в той местности, где они живут. Для дошкольника естественно воспринимать произведения искусства целостно. Наша задача – пробуждать и развивать в детях способность эмоционально откликаться на произведения искусства.
Мы чаще всего даже не подозреваем, какую великолепную тайную роль играет сказка в жизни человека. Сказки дают детям эталонные представления о добре и зле, «что такое хорошо и что такое плохо». В русских сказках это : сострадание к ближнему и к слабому; уважение к старшим; уважение к природе, растениям и животным; отсутствие корыстности и жадности.
О важности приобщения ребёнка к культуре народа, на земле которого живёшь, написано много, поскольку обращение к его наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живёшь, ощущение своей неразрывности с окружающим миром, желание сохранять и приумножать богатства страны.
Исходя из всего выше сказанного, мы поставили перед собой цели:
— воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей ;
-создание в детском саду предметно – развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Для достижения целей поставили задачи:
— воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, городу, стране;
— формирование бережного отношения к природе;
— развития интереса к русским традициям и промыслам;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование чувства толерантности.
Решая задачи патриотического воспитания, мы руководствовались следующими принципами:
— позитивный центризм (отбор знаний, актуальных для ребёнка данного возраста);
— дифференцированного подхода к каждому ребёнку, возможностей и интересов;
— рациональное сочетание различных видов деятельности;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Список литературы
1. Современные воспитательные технологии дошкольного образования. Воспитательная система «Маленькие Россияне». Москва – 2004 г.
2. Е. Соловьёва, А. Царенко. Наследие. И быль, и сказка. Москва. Обруч-2011г.