НИНА ОСЬКИНА
Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию статью о патриотическом воспитании детей с древних времен, советского периода,постсоветского периода.
Проводя анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста видно, что вопросы патриотического воспитания с древних времен находились в центре внимания любого государства. Об «идеальном гражданине» велись споры еще с античных времен. Обязанности идеального гражданина, согласно Цицерону, были обусловлены необходимостью следования таким достоинствам, как познание сути, справедливость, величие духа и благородства. «Гражданин не должен сам вредить другим, нарушать чужую собственность или совершать иные несправедливости, он обязан оказывать помощь потерпевшим несправедливость и трудиться для общего блага». Восхваляя правовую и политическую активность граждан, Цицерон подчеркивал, что «при защите свободы граждан нет частных лиц», и отмечал также, что долг каждого гражданина защищать свое отечество в качестве воина[47].
Публикация «Ретроспективный анализ проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
В странах Востока одним из главных положений Конфуция (551 - 479 годы до нашей эры) было: «послушание и служение человека общине и государству, на основе уважения, любви к старшим по возрасту и социальному положению» [8, с. 6 - 7].
Патриотическое воспитание детей в России одна из важнейших задач со времен возникновения педагогики. Великими педагогами, мыслителями, философами к средине 18 века были разработаны несколько подходов к пониманию смысла и цели патриотического воспитания. Одной из главных целей патриотического воспитания, является идея государственности, служение отечеству как общественный и нравственный долг. Появился также и идеал российского гражданина — это свободная личность, которая обладает такими качествами, как мужество, готовность к преодолению препятствий и жизненных трудностей, готовность защищать Родину, достоинство, честь и отвага. Главным качеством личности российского гражданина является патриотизм.
Патриотическое воспитание содержит в своей основе патриотизм, любовь к своему отечеству. Н. М. Карамзин в своей статье «О любви к отечеству и народной гордости» писал: «Патриотизм есть любовь к благу и славе своего отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения — и поэтому не все люди имеют его. Таким образом, любовь к собственному благу производит в нас любовь к отечеству, а личное самолюбие — гордость народную, которая служит опорой патриотического воспитания» [23].
По словам В. Г. Белинского: «нравственное совершенствование граждан стоит на первом месте гражданского воспитания, вначале необходимо воспитать человека, и лишь потом — гражданина. Нравственные основы человеческой личности, закладываются в семье, а задача учебных заведений — сделать их гражданами, членами государства» [7].
Великий педагог К. Д. Ушинский подчеркивает, что одной из характерных черт патриотического воспитания русского народа является развитие у детей глубокой любви к своей Родине. Основанное на народности, воспитание должно приучить людей проявлять патриотизм всегда, повседневно и при выполнении гражданами своего общественного долга. Патриотическое воспитание призвано развить чувство национальной гордости, воспитать у детей чувство долга перед родиной, учить их всегда ставить общие интересы выше личных [8, с. 16 - 19].Упор педагогической науки в начале ХХ века был на интерес общества к идее настоящего патриотизма, который предусматривал любовь не только к славным, но и печальным моментам жизни своего отечества. Любовь к Родине проявляется в высокой жизненной активной позиции гражданина, которая направленная на благо и славу отечества. Основным условием для патриотического воспитания является наличие национального самосознания народа. Особенно важная роль принадлежит истории нашей страны, родному языку подвигам российского народа [8, с. 21]. Н. Е. Румянцева утверждала, что в основе патриотической воспитанности российского народа лежит национальное чувство — национальные черты, его эмоциональность и общительность, сила и глубина чувств, мечтательность и непосредственность, серьезность взгляда на жизнь [8, с. 22].
Пробуждению национального самосознания и духовного освобождения человека способствовала Великая Отечественная война 1941-1945гг. Именно война вызвала у людей огромный прилив патриотических чувств, сил и энергии. С криком «За Родину» солдаты шли в бой, не задумываясь об опасности, главной их целью, было освобождение нашей страны от «фашисткой нечисти». Любовь к Родине, к семье подталкивала людей на подвиги, и привела к «Великой Победе» русского народа над фашизмом.
Связь с традициями дореволюционной педагогики проявляется в практической и научной деятельности В. А. Сухомлинского. Прежде всего, содержание понятий «гражданственность», «патриотизм» он наполнил глубоким нравственным смыслом, рассматривая их в единстве с другими моральными ценностями, национальным самосознанием, достоинством личности. «Воспитать гражданина, — утверждал В. А. Сухомлинский, — значит воспитать настоящего человека».
Великие педагоги — Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, А. А. Дубровский, Е. Н. Ильина, В. Ф. Шаталов продолжили развивать в своей педагогической деятельности идеи В. А. Сухомлинского. В конце80-х — начале 90-х годов, изучением патриотического воспитания занимались такие педагоги как Е. В. Бондаревская, Р. Я. Мирский, Н. М. Навайчик, М. П. Чумакова.
Особенно остро вопросы патриотического воспитания у детей и молодежи встали в XXI веке. Всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности, в последние десятилетия навязывают рекомендованный стандарт, который заключается в преимуществе материальных интересов и ценностей над духовными и нравственными. В области воспитания снижается воспитательные возможности семьи и российской национальной культуры. Традиции воспитания русского человека, которые пришли к нам от дедов и прадедов подменяются так называемыми «современными» западными образцами. В сознании людей больше присутствует равнодушие, грубость, агрессивность без особой причины, небрежное отношение к своему гражданскому долгу и служению Родине. В условиях преобразования сложившихся идеалов российского общества, развитие патриотического воспитательного потенциала в системе образования обретают особую актуальность [31].
Особый интерес в плане приобщения детей к социальной действительности представляет обращение к таким аспектам содержания, которые включают информацию об истории и культуре государства. Новое направление в изучении проблемы патриотического воспитания имеет свою предысторию и представлено исследованиями М. И. Богомоловой, Г. И. Григоренко, В. И. Логиновой, Э. К. Сусловой и др. Работы перечисленных авторов показали, что в дошкольном возрасте ребенок не только усваивает предлагаемую информацию, но и проявляет оценочное отношение к событиям, фактам, явлениям.
В настоящее время актуальность в педагогической дошкольной науке приобретают новые вопросы, которые связанны с развитием у ребенка положительного, заинтересованного отношения к стране Россия и Родине, в которой он живет. Педагогическая теория патриотического воспитания детей дошкольного возраста строится на принципе народности К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, на исследованиях педагогов М. И. Богомоловой, Л. И. Беляевой, Р. И. Жуковской,С. А. Козловой, Е. И. Корнеевой, Ф. С. Левин- Щириной, П. В. Мельниковой, Э. К. Сусловой.
Смысл патриотического воспитания раскрывается через сущность понятия «патриотизм», под которым принято понимать глубокое чувство, развивающееся у человека на протяжении всей жизни. Патриотизм — это, прежде всего, нравственный принцип, социальное чувство, главной идеей которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, желание защищать интересы Родины.
Л. А. Кондрыкинская утверждает, что «патриотизм включает в себя : чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважение к родному языку и ценностям своего народа; желание заботиться об интересах своей Родины; чувство гордости за ее социокультурные достижения, отстаивание ее свобод и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому своего Отечества и унаследованным от него традициям» [3, с. 14].
В последнее время, в рамках данного направления большое распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты. Обобщая, можно сказать, что, патриотизм — нравственный принцип, нравственная норма и нравственное чувство, которое выражает чувство уважения и любви к родной стране, ее истории, культурным традициям, ее народу, характеризующее высший уровень развития личности и проявляющийся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Одна из основных задач учреждения дошкольного образования является формирование патриотических чувств детей, основа которой — развитие нравственных чувств.
С. А. Козлова отмечает, что патриотическое воспитание дошкольников — педагогическое воздействие, направленное на личность ребенка с той целью, чтобы ребенок обогатил свои знания о родине, сформировал навыки и умения нравственного поведения, развивал потребности на всеобщую пользу [33].
Л. Е. Никонова считает, что патриотическое воспитание — это процесс освоения наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живет человек [48].
И. Ф. Харламов определяет как взаимосвязанную сумму сторон поведения и нравственных чувств, в которую входит любовь к Отечеству, усилия в труде на благо Родины, преумножение трудовых традиций народа, осторожное обращение с историческими памятниками и традициями Родины, преданность Отечеству, желание к закреплению чести и достоинства Родины, готовность и способность защищать ее, смелость и мужественность, союз и дружбу народов, недопустимость к расовой и национальной неприязни, почитание традиций и менталитета других стран и народов ними [52].
Н. В. Ипполитова считает, что патриотическое воспитание —взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на формирование патриотических чувств, взглядов и устойчивых норм патриотического поведения.
В Российском обществе цель патриотического воспитания — развитие высокой общественной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, которые обладают положительными качествами и ценностями, умеющих применить их в созидательном деле в интересах Родины, укрепления страны, обеспечения его жизненно важных интересов и надежного развития. Патриотизм включает в себя : любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения своего народа [22].
Обратимся далее к анализу понятий «чувства», «патриотические чувства». Особый вклад в изучение чувств внесли П. П. Блонский, В. Вундт, У. Джеймс, Б. И. Додонов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, З. Фрейд, П. М. Якобсон и другие.
Основным этапом формирования патриотических чувств является увеличение ребенком общественного опыта жизни в своем государстве и принятие устоявшихся в нем правил поведения. Одним из важных условий формирования патриотических чувств в дошкольном возрасте — знакомство с событиями социальной жизни. Для этого необходима педагогическая работа, предполагающая привлечение дошкольников в различную деятельность, и применение специальных приемов и методов влияния на чувственную сферу детей. Ведущий компонент в дошкольном возрасте — эмоциональный [34].
Логика научного исследования предполагает раскрытие исторических основ происхождения понятия и явления, которые лежат во главе изучаемой нами проблемы. В связи с этим, считаем необходимым провести анализ предпосылок появления термина «патриотические чувства у детей дошкольного возраста» в психолого-педагогической литературе и ее реализации в условиях модернизации Российского образования (табл.
1. Философский этап
(до XVI в.) В учении Конфуция наряду с другими общечеловеческими ценностями выделены и такие, как уважение старших, соблюдение традиций, любовь к семье, народу, стране.
В трудах Перикла идеал человека представляет полноправный гражданин, сочетающий свои интересы с государственными, защищающий этические устои полиса, отличающийся высокой гражданской сознательностью и богатством духовной культуры.
Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен быть нравственный человек, умеренный во всем и действующий в соответствие с общественным долгом. В период античности были сформированы основные представления о патриотизме как о долге перед государством, а также о патриотическом воспитании как необходимом нравственном аспекте формирования высокодуховной и гармонично развитой личности. Эти понятия и взяли деятели следующего этапа.
2. Общетеоретический этап (XVII в. –1917 г. XX в.) Я. А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления (XVII в. –1917 г. XX в.) оказывать пользу своими услугами возможно большему числу людей.
К. А. Гельвеций истинной целью воспитания считал формирование у каждого человека глубокого понимания и личного общественного блага: если сердца граждан откроются для гуманности, а ум – для знаний, тогда появится поколение «новых людей – патриотов».
2. Общетеоретический этап (XVII в. –1917 г. XX в.) А. Н. Радищев отмечал, что «истинный человек и сын Отечества есть одно и то же», он «…ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью».
А. Ф. Афанасьев считал, что воспитание должно приготовить человека для общества, для жизни в государстве, должно «возрастить и образовать в нем понятие, чувствования и волю по духу, законом и требованиям того общества, в котором человек будет жить, по обширности того поприща, на котором он предназначается действовать».
Н. М. Карамзин считал, что любовь к отечеству должна быть деятельной, созидательной.
К. Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством.
А. И. Герцен, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский утверждали, что патриотизм имеет социальные корни и отвечает интересам народа.
3. Советский этап
(1918– 1991 гг. XX в.) В. И. Ленин: «Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств.
В. А. Сухомлинский считал, что школа должна воспитывать у молодежи стремление к беззаветному служению Родине, к активной трудовой и общественной деятельности.
4. Постсоветский этап
(90-е гг. XX в. – первое десятилетие XXI в.) В. И. Лутовинов отмечает: «Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которое является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Н. В. Ипполитова рассматривает патриотизм в нескольких аспектах: в философском как общественно-историческое явление, обусловленное с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны – общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом – как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом – как сложное нравственное качество.
Анализ научной литературы по проблеме патриотического воспитания показывает, что многие исследователи рассматривают патриотическое воспитание как основу для формирования будущего гражданина своей страны и патриота. Важное значение при этом имеет не только формирование необходимых знаний и умений, но в большей степени формирование патриотических чувств, что является сложной задачей, для достижения которой необходимо осуществлять поиск эффективных средств патриотического воспитания.