Алия Нураева
Национально-региональный компонент в реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
▼ Скачать
Цель:
Обучение использованию национально-регионального компонента для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
Сформировать представление о возможностях применения национально-регионального компонента при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
Формировать приемам использования национально-регионального компонента;
Вызвать у участников мастер-класса интерес и желание развивать свой творческий потенциал.
Развивать творческую активность педагогического коллектива.
Публикация «Национально-региональный компонент в реализации образовательной области „Художественно-эстетическое развитие“» размещена в разделах
Ход проведения:
В юном возрасте я решила посвятить свою жизнь педагогике. Думаю, что профессию выбирала не умом, а душой. Мир детства удивителен и многогранен. Именно в детстве человек через мечты, игры и книги получает необходимые знания и опыт, который понадобится ему в жизни. Играя, ребёнок пробует себя в разных социальных ролях, учится жить в обществе, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Дело педагога и родителя - взять чадо за руку и провести его из мира детства в мир взрослых. Но и сам взрослый, чтобы быть хорошим проводником, должен постоянно повышать свой профессиональный уровень, расширять кругозор. Мне всегда хотелось получать знания, именно для того, чтобы передавать их детям.
Работая воспитателем 9 лет, я поняла, что очень люблю с детьми – творить.
Процесс рисования, лепки и аппликации завораживает меня и моих воспитанников. И еще больше любишь свою работу, когда видишь широко открытые глаза ребенка. Когда он только, что из ничего сделал чудо, и у него получилась картина, игрушка из пластилина, или еще что- нибудь. И какой восторг у ребенка от выполнения работы, а у меня вместе с ним. Именно поэтому я больше всего люблю с детьми рисовать и считаю, что у меня это хорошо получается.
Я стараюсь систематически повышать знания в этой области, ищу новее техники рисования, совершенствую имеющиеся знания и умения.
Свое выступление мне хотелось бы начать со слов известного академика Н. С Державина, который сказал: «Никакой народ не исчезает бесследно со своего жительства, он продолжает жить в культурном наследии последующего поколения людей».
способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.
В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Основные задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» :
-развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
-развитие детского творчества;
-приобщение к изобразительному искусству, в том числе к искусству своего народа.
Успешному решению задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» может способствовать в построении образовательного процесса использование национально-регионального компонента.
Раскрывая содержание данной работы, я постаралась показать ее актуальность на сегодняшний день в работе с дошкольниками.
А сейчас я покажу применение национально-регионального компонента в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» с детьми.
Прошу вас, уважаемые коллеги, поучаствовать в качестве детей.
• Упражнение на создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.
-Ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хотела бы его передать вам. Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и подарим всем свою улыбку, чтобы весь мир вокруг нас стал светлее и прекраснее.
-Замечательно.
Сегодня день у нас особый,
Я приглашаю вас друзья
А вы со мной идти готовы? (Да)
В чудесный мир зову вас я!
-Давайте присядем на стулья, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в волшебный, тихий уголок, далеко в прошлое. Мы идём по широкой степи Хайбуллинского района и любуемся красотой нашей природы. Мы видим перед собой башкирские юрты, людей в башкирской национальной одежде, не далеко пасется табун лошадей. Вы слышите, как звучит курай, слышите цокот копыт?. (звучит музыка).
-А теперь открыли глаза. Посмотрите, что здесь такое?
( Дети рассматривают слайды: башкирская народная одежда, украшенные орнаментом предметы быта — посуда, паласы, полотенца.)
-Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, здесь красиво?
Аж захватывает дух!
-Скажите, что вы здесь видите (ответы детей).
-Богато украшая свои жилища, башкиры также уделяли огромное значение своему наряду. Башкирская народная одежда поражает своим разнообразием и неисчерпаемой фантазией мастериц.
-Посмотрите внимательно, какие краски используют мастера для украшения одежды узорами?
-А из каких элементов состоит орнамент? (завитки, полоски, геометрические фигуры).
- Как вы думаете. Что сегодня мы с вами будем делать? (рисовать).А что именно рисовать? (башкирскую одежду). Сегодня вы почувствуете себя настоящими мастерами, которые украшают одежду национальными узорами.
-Но сначала, обратите внимание, у вас на столе на палитре только 3 цвета (красный, синий, жёлтый) Возьмите любой понравившийся цвет. А теперь возьмите другой цвет так, чтобы при слиянии двух цветов, у вас получился третий цвет. В помощь вам, давайте посмотрим на таблицу цветов и вспомним, как мы смешиваем краски.
(Рассматривается таблица цветов на слайде)
-Посмотрите у вас получились замечательные цвета! Перед вами готовые образцы костюмов и вы должны нарисовать национальные узоры.
- В парах обговаривают узор и приступают к работе.
Во время работы детей звучит башкирская нар. музыка.
-А теперь, каждая пара покажет нам свою работу. А мы посмотрим, получились ли у них башкирские узоры.
(каждая пара выходит и показывает свою работу).
Посмотрите, сколько красивых изделий у нас получилось, давайте полюбуемся (рассматриваем работы, обсуждают).
Уважаемые коллеги, данную работу мы проводим как на занятиях, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом, вызвать интерес к изучению традиций своего народа, помочь детям научиться эффективно общаться, помогать друг другу.
Системно работая в данном направлении мы решаем задачи по воспитанию интереса и уважительного отношения к башкирской национальной культуре и истории родного края. Учим детей почитать народные традиции и любить свою малую родину.
• Продолжаем наше путешествие по степям нашего края. Давайте присядем на стулья, закроем глаза и представим, что мы перенеслись в поле. Где созревают зерновые культуры и любуемся урожаем нашего района. Мы видим комбайны, людей собиравшие богатый урожай. Слышите звук комбайна….(звучит музыка).
«Нетрадиционное рисовании манной крупой»
-А теперь открыли глаза. Посмотрите, что перед вами?
Картон, поднос, манная крупа, краски… Хочу вам рассказать сказку про манную крупу.
В городе жили канцтовары. «Однажды собрались на столе вроде бы ничем не связанные между собой предметы: «Работяги дружные. Эти вещи нужные!»
Все они лежали, с интересом разглядывая друг друга, но вдруг послышался тоненький шелестящий голосок, который был чем – то недоволен – это была Манная крупа. Она все больше начинала ворчать и возмущаться:
- Вот вы, все такие нужные и важные вещи! Вы людям помогаете выполнять серьёзную работу!
А я! Я только крупа, нужна для каши, меня съедят и тут же забудут! Как это обидно и досадно!
Воспитатель: Как вы думаете, почему она так говорила?
Манной крупе, как она хороша и полезна не только в манной каше, но с помощью манной крупы можно рисовать яркие и незабываемые рисунки!
В младшей группе мы можем рисовать на подносе. Насыпьте слой манки толщиной примерно 2-3 мм на поднос. Разровняйте. Далее можно изобразить простые фигуры, проводя пальцем: круг, треугольник, цветок, солнышко и т. д.
А в старших и подготовительных группах можно нарисовать сюжетные картины. Чтобы нарисовать картину я приглашаю вас.
Я вам дам уже готовые и высушенные листы с манной крупой, а вы по контуру рисуете. После выполнения работы, когда она совсем высохнет, картину нужно покрыть лаком, чтобы крупа держалась.
• Продолжаем наше путешествие по степям нашего края. Закроем глаза и представим, что мы находимся около реки Сакмар, который протекает через наш район. Около реки красивые горы, природа, пение птиц, много отдыхающих. А тут обитают рыбы. Слышите, как течет река. (звучит музыка).
«Нетрадиционное рисование мыльными пузырями»
Посмотрите, у нас в реке потерялись все рыбы. А давайте поможем природе найти рыб. Приглашаю для выполнения работы.
Этапы выполнения работы:
1. Возьмём пластиковые стаканчики, в зависимости от задумки работы стаканчики могут быть разных размеров. В стаканчик наливаем воды, чуть – чуть шампуня или средства для мытья посуды.
2. Добавляем гуашь. Всё перемешиваем
3. Опускаем трубочку для сока в стаканчик и начинаем дуть в неё до тех пор, пока над стаканчиком не поднимется мыльная «шапка». Детям привычнее пить трубочек, поэтому, сначала предложите ребёнку потренироваться пускать пузыри с обычной водой, привычной и безопасной. 4. Берём лист бумаги и прикладываем к стаканчику с мыльными пузырями. Можно так сделать несколько раз, в зависимости от вашего творческого замысла.
5. Нужно дать им высохнуть.
6. А эти мыльные шарики превратим в золотых рыбок. Дорисуем им хвосты, плавники
7. Вот такие у нас получились картинки.
• Продолжаем наше путешествие по степям и лесным массивам нашего края. Закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу нашего района. Послушайте пение птиц, шуршание под ногами, слышите как белочка грызет орешки. Слышите, в дали течет река. (звучит музыка).
«Нетрадиционное рисование метод «тычка»(рисование жесткой полусухой кистью)
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.
Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Перед вами уже нарисованы простым карандашом контур изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком", делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали. Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
Спасибо за прекрасные ваши работы и за участия.
Хочу закончить свой мастер-класс следующими словами:
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Не каждый ребенок станет художником, однако у каждого есть определенный потенциал художественного развития, и этот потенциал надо раскрывать
Одаренные дети найдут свой путь, а остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов.
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придет радость – радость творчества, удивления с вашими воспитанниками.
Спасибо за внимание!