Анна Костылева
«На пороге школы». Опытно-практическая работа
▼ Скачать + Заказать документы
. Опытно-практическая работа
Подготовка детей должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу. Для подготовки ребенка к успешному школьному обучению существуют различные подходы: определение школьной готовности и подготовка до школы, специальные занятия в детском саду на этапе адаптации к школе.
Публикация «„На пороге школы“, Опытно-практическая работа» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Готовить детей к школе необходимо. Готов – не готов? – этот вопрос волнует многих родителей и не имеет однозначного ответа. В настоящее время проблема подготовки ребенка к школе в семье является наиболее актуальной. Заканчивается дошкольное детство ребенка. Все чаще родители начинают задумываться о том, готов ли их ребенок к школе. Конечно, родители хотят, как можно лучше подготовить ребенка к этому серьезному событию. Но не секрет, что многие родители представляют себе подготовку к умственному труду лишь в том, чтобы быстрее научить его читать, писать и знать порядок в счете. Хотя речь идет и о формировании положительной мотивации к учению в школе, развитии мелкой мускулатуры рук, укреплении здоровья, воспитании усидчивости, трудолюбия, укреплении воли и обучении умению доводить начатое дело до конца.
Подготовка ребенка к школе осуществляется тремя институтами воспитания – семьей, дошкольным учреждением, а дальше и начальным звеном общеобразовательной школы. Социальная, нравственно-волевая готовность ребенка к школе формируются постепенно в процессе всей жизни ребенка от рождения до 7 лет в семье, дошкольном учреждении и вне. Кроме этого, еще могут взаимодействовать в подготовке ребенка к школе центры творческого развития.
Несмотря на достаточно глубокую теоретическую исследованность данного вопроса, проблема места родителей в подготовке ребенка к школе остается сложной как для самих родителей, так и образовательных учреждений.
Проблемой данной работы является поиск ответа на вопрос: каково содержание и направления работы семьи в системе подготовки ребенка к школе?
Цель состоит в том, чтобы определить содержание и направления работы семьи в системе подготовки ребенка к школе.
Объект: проблема подготовки ребенка к школе.
Предмет: подготовка ребенка к школе в семье.
В соответствии с целью, определяются основные задачи:
1. Уточнить сущность основных понятий проблемы: «готовность к школьному обучению», «подготовка к школе».
2. Определить содержание работы семьи в подготовке ребенка к школьному обучению.
3. Изучить проблемы и трудности родителей в подготовке ребенка к школе.
4. Составить методическое пособие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью», определяющее направления работы семьи по подготовке ребенка к школе.
Методы: библиографический поиск, анализ научно-педагогической, методической литературы, анкетирование, беседа, наблюдение, моделирование.
Гипотеза: подготовка ребенка к школе будет успешной, если родители:
1) своевременно проведут диагностику готовности ребенка к школе;
2) правильно определят направления работы по подготовке ребенка к школе;
3) будут использовать разнообразные формы и методы работы с детьми по обеспечению эмоциональной, интеллектуальной, практической подготовки ребенка к школе.
Теоретическая значимость состоит в том, что на основе анализа литературы по проблеме уточнено содержание работы родителей по подготовке ребенка к школе.
Практическая значимость заключается в том, что составлено методическое пособие для родителей будущих первоклассников «В школу с радостью», которая поможет семье успешно решить проблему подготовки ребенка к школе.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, а также работа над созданием пособия для родителей будущих первоклассников обеспечили достижение цели, реализации поставленных задач. Это позволило сделать следующие выводы.
В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению. И проблема эта по-прежнему актуальна. Данной проблемой занимались Л. И. Божович и А. В. Запорожец, которые рассматривали готовность к школе, как целостную систему взаимосвязанных качеств личности. Е. Е. Кравцова и Г. Г. Кравцов рассматривают готовность к обучению в школе, как взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе.
Под специальной подготовкой понимается приобретение ребенком знаний и умений, которые обеспечат ему успешность овладения содержанием обучения в первом классе школы по основным предметам (математика, чтение, письмо, окружающий мир).
В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической готовности.
Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она включает такие аспекты: интеллектуальная, личностная, эмоционально-волевая, нравственная, социальная готовности. Например, интеллектуальная готовность – это аналитическое мышление, концентрация внимания; эмоционально-волевая готовность – желание выполнять не интересные задания; социальная готовность – умение обучаться с одноклассниками, выполнять роль ученика в учебном процессе. Поэтому все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка.
Всесторонне подготовить ребенка можно, если родители активно участвуют в процессе подготовки, сотрудничают с дошкольным и начальным общеобразовательным учреждением. Планом совместной работы могут быть посещения детского сада родителем, учителями, индивидуальная работа с семьей, а также рекомендации воспитателя и учителя родителям будущих первоклассников.
Проведенная работа с родителями воспитанников подготовительной к школе группы №9 МАДОУ детский сад №38 показала, что родители сталкиваются следующими проблемами в подготовке ребенка к школе :
1. Недостаточно точно представляют содержание готовности ребенка к школе, сводя ее к обучению счету, письму, знанию букв.
2. Не знают, как выбрать школу с учетом состояния здоровья, способностей ребенка.
3. Испытывают трудности в определении подготовленности ребенка к школе на эмпирическом уровне, не имея в наличии общедоступные диагностические материалы.
4. Недостаточно владеют игровыми приемами подготовки ребенка.
5. Не имеют четких представлений о тех трудностях, с которыми столкнется их ребенок в 1 классе. Поэтому мало внимания уделяют социальной готовности ребенка к школе.
Изучение методических пособий М. А. Давыдовой, Е. Г. Демидовой, Т. В. Модестовой показало, что эти пособия недостаточно содержат все необходимые материалы для решения выявленных проблем. Это поставило нас перед необходимостью создать методическое пособие для родителей будущих первоклассников «На пороге школы», которое определяет направление работы родителей по подготовке ребенка к школе.
Цель методического пособия: помочь родителям в успешной организации работы с ребенком по его подготовке к школе.
Методическое пособие определяет следующие направления работы :
1. Получение необходимых сведений о школе, выборе школы, знакомство со школой.
2. Определение готовности ребенка на эмпирическом уровне.
3. Организация разнообразных развивающих игр для обеспечения готовности к школе.
4. Определение будущих проблем ребенка в школе и подготовка его к их решению.
Данное методическое пособие поможет родителям:
1. Определить тип школы.
2. Приведенные тесты помогут определить каков уровень готовности ребенка к школе.
3. Игры помогут ребенку развивать мышление, мелкую моторику рук, внимание, но и научить его организовать себя, прилагать усилия для достижения цели, слушать и слышать других и т. п. ;
4. Рекомендации помогут избежать и решить существующие проблемы будущих первоклассников.
Данное пособие будет содействовать успешной подготовке не только ребенка к школе, но и их родителей, к успешному обучению детей в школе.
В результате:
1. У родителей повысился интерес и ответственность к подготовке ребенка к школе.
2. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности по проблеме подготовки ребенка к школе.
3. Правильное и точное определение уровня готовности ребенка к школе.