Надежда Панкратова
Клуб «Ребенок на пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по проблеме подготовки к школе.
Предварительная работа:
1. Подготовить и отпечатать анкеты на каждую семью.
2. Написать приглашение на собрание.
3. Подобрать музыкальное сопровождение.
4. Подготовить видео интервью с детьми.
5. Подобрать психологические игры для родителей.
6. Подобрать вопросы для интервью с детьми и «экзамена» родителей.
План проведения.
1. Приветствие. Вступительное слово. Представление специалистов.
Публикация «Клуб „Ребенок на пороге школы“» размещена в разделах
2. Упражнение «Экзамен для родителей».
3. Видеозапись с ответами детей на вопросы:
• Хотите ли вы идти в школу? Почему?
• Готовитесь ли вы к школе? Как?
• Многие из вас уже посещают «Малышки», нравится ли вам в школе?
• Если бы вам не надо было ходить в школу и детский сад, чем бы вы занимались дома, как бы проводили свой день?
4. Психологическая игра с родителями – «Дерево умений».
5. Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
6. Представление старшим воспитателем организации воспитательно-образовательного процесса в группе.
7. Психологическая игра с родителями – «Волшебный букет».
8. Памятка для родителей по вопросам успешного обучения в школе.
9. Анкетирование родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»
10. Подведение итогов встречи.
11. Заполнение анкеты-рефлексии
Материалы и оборудование:
- телевизор
- листочки для «дерева умений» – по количеству участников
- изображение дерева
- схема готовности к школе
- наклонная плоскость, шар
- белый лист А4
- простой карандаш – по количеству участников
- цветные карандаши
- зеленый картон А4
- лепестки цветов – по количеству участников
- анкеты для родителей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?»
- анкеты-рефлексии – по количеству участников
Ход встречи.
Звучит песня на школьную тему. Родители занимают места.
Здравствуйте уважаемые родители! Нам приятно видеть Вас, и мы благодарим Вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребенок пошел в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора.
На нашем заседании сегодня присутствуют:
- заведующий ДОУ – Марина Алексеевна Ильичева
- воспитатели вашей группы – Екатерина Николаевна Чуркина и Елена Евгеньевна Алясьева
- старший воспитатель – Людмила Николаевна Крысанова
- педагог-психолог детского сада – Панкратова Надежда Николаевна.
Упражнение «Экзамен для родителей»
Психолог: Предлагаю для начала сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого необходимо ответить на ряд вопросов:
- Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребенок в 1 классе?
- Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
- Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
- Сколько педагогов обучает ребенка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребенка в 1-м классе
Молодцы, хорошо подготовились!
Отметить выдержали ли родители экзамен? Какие вопросы вызвали особую трудность?
Прошу Вас на листочках для себя отметить следующее:
1. Как Вы думаете, хочет ли Ваш ребенок идти в школу? Почему?
2. Готовится ли он к школе? Как?
3. Многие дети уже посещают «Малышки», нравится ли им в школе?
4. Если бы вашему ребенку не надо было ходить в школу и детский сад, чем бы он занимался дома, как бы проводил свой день?
А сейчас предлагаем Вашему вниманию видеозапись интервью с детьми на школьную тему (видеозапись) Совпали ли Ваши ответы с ответами Вашего ребенка? Узнали ли Вы что-либо новое, интересное?
Практическое задание «Дерево умений».
Инструкция: напишите на своих листах то главное, что должен уметь ребёнок, поступающий в первый класс школы.
Родители работают самостоятельно (отводится 1-2 минуты). Затем, по очереди прикрепляют свой “листок” к дереву, объясняя свой выбор. Когда все родители выйдут и выскажутся, учитель обобщает ответы родителей, составляя “портрет идеального (по мнению родителей) первоклассника.
Вы назвали все качества, необходимые для успешного обучения в школе. Каждое качество можно отнести к тому или иному компоненту школьной готовности, представленному на стенде (прил. 1).
Выступление психолога о школьной готовности
Теперь предлагаю вам познакомиться с “портретом идеального (по мнению педагогов, психологов) первоклассника. Перед вами представлены все направления готовности ребёнка к школе. Каждое из них влияет на обучение ребёнка в школе.
Вы только что попытались сформулировать главные качества, которые помогли бы вашим детям успешно подготовиться к поступлению в школу и безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения. Мнения разделились. Для того, чтобы внести ясность и разобраться в этом вопросе, давайте рассмотрим само понятие готовности к школе.
Прошу вас обратить внимание на эту схему (психолог комментирует схему готовности к школе, представленную на доске). Готовность к школе, как вы видите, включает в себя три основные составляющие: физическую, педагогическую и психологическую готовность. Психологическая готовность ребёнка, в свою очередь, включает в себя интеллектуальную, мотивационную, эмоционально-волевую и коммуникативную сферы.
Начнём с физической готовности. Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм.
В подвижных играх у ребёнка развивается координация движений, важная при ориентировке в пространстве, происходит развитие волевых качеств, усидчивости, внимания, формируется умение выполнять правила. Кроме того, важно и то, насколько развиты у ребёнка мелкие группы мышц. Пропуски букв, описки, разная высота букв – всё это результат недостаточного развития “ловких” мышц руки. Развитию этих мышц способствуют такие простые и интересные для ребёнка занятия, как лепка, аппликация, работа с ножницами, природным материалом, крупами, бисером. Хорошо развивает мелкую моторику рисование разными техниками: от простой штриховки до пальчикового и точечного рисунка. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью. Однако, готовность к школе не сводится лишь к физической готовности. Давайте рассмотрим следующий компонент, обозначенный в схеме.
Педагогическая готовность – это тот багаж знаний, умений и навыков, которыми обладает ребёнок, т. е. то, чему он научился в период до школы.
Следующий вид готовности к школе – это психологическая готовность. Она включает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого из которых, зависит успешность подготовки к школе и дальнейшее обучение.
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установления закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь-огород, а грибы-….
Мотивационная готовность к школьному обучению – иными словами у ребёнка должно быть желание учиться в школе. При этом предполагается, что ваш сын или дочь хотят пойти в школу не потому, что там учится старший брат или сестра и не потому, что хочется всем показать свой новый портфель и учебные принадлежности, хотя и в этих мотивах нет ничего плохого. Однако вы можете быть уверены в том, что ваш ребёнок достиг личностной, мотивационной зрелости только тогда, когда за его желанием пойти в школу стоит во-первых, стремление получать новые знания (интерес, реализовывать интеллектуальную активность, а во-вторых, потребность в новом социальном статусе – желание не просто учиться, играя, а участвовать в серьёзной деятельности, результаты которой положительно оценят значимые взрослые и другие дети. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учеба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдешь в школу – там за тебя возьмутся, никто тебя там жалеть не будет». Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
Волевая готовность – предполагает наличие у ребенка :
• способности ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности,
• а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредотачиваться на постройке или рисовании, а так же различные игры с правилами или запретами.
Коммуникативная готовность – проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
(Психолог предлагает вниманию родителей изображение дерева, с которым уже работали родители в первой части собрания).
Давайте подумаем, что необходимо для хорошего роста и развития дерева? (родители включаются в дискуссию).
Итак, мы с вами пришли к мнению, что, прежде всего, дереву необходимы крепкие корни. Возвращаясь к психологической интерпретации, есть мнение, что под сильными корнями следует понимать познавательные психические процессы: память зрительную и слуховую, мышление, внимание и творческое воображение. От того, насколько хорошо они развиты, будет во многом зависеть успешность интеллектуальной готовности к обучению. Но развивая способности ребёнка, следует знать один важный секрет. Я хочу продемонстрировать один простой опыт. Для этого мне понадобится помощник (психолог приглашает одного родителя по желанию).
– Это наклонная плоскость. А это шар. Прошу Вас, попробовать покатить шар вверх по плоскости. (Родитель выполняет действие).
– У вас получилось? Что способствовало этому?
– Потому что я прилагал усилия.
– А теперь отпустите шар. Что с ним произошло?
– Он тут же скатился назад с доски.
– Спасибо. А теперь, давайте подведём итоги. Итак, чтобы шар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определённая движущая сила. Она должна быть стабильна и постоянна. В противном случае шар неизбежно начнёт движение в обратную сторону. Мы с вами убедились в этом. Шар – это умственная деятельность человека. Секрет заключается в том, что наш ум требует постоянной загрузки. Развитие и обучение должно быть стабильно и постоянно. Стоит нам на время сделать перерыв и навертывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллекта нет “стоячего” положения. И если мы не движемся вперёд, то неизбежно станем двигаться назад.
Но как сделать так, чтобы ребёнок захотел учиться, узнавать новое, постоянно двигаться вперёд? Высокий уровень обучаемости связан с познавательной активностью. Известный детский писатель С. Я. Маршак писал:
Он взрослых изводил вопросом “почему?”
Его прозвали “маленький философ”,
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с тех пор он больше никому
Не досаждал вопросом “почему?”.
Не отмахивайтесь от детских вопросов. Дети наблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно оценить и истолковать наблюдаемые события. Но помните, что как только интересное и новое станет рутинным, обязательной повинностью, оно не принесёт ожидаемого результата. Познавательный интерес ребёнка постепенно угаснет.
Представление старшим воспитателем организации воспитательно-образовательного процесса в группе.
Игра «Волшебный букет цветов»
Цель: Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.
Оборудование: Зеленый картон, вырезанные лепесточки для каждого участника.
Психолог (показывает на зеленый лист). Это зеленая полянка. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Цветов). Как говорят – дети – цветы жизни! Я предлагаю Вам добавить вашим цветочкам лепесток-качество или умение, которого ему не хватает для успешного обучения в школе.
Участники берут по одному лепесточку, записывают на нем качество/умение и выкладывают его на полянке.
Психолог. Посмотрите, какой цветок у нас получился. Но, чтобы он рос и цвел его необходимо поливать – т. е. развивать у ребенка те качества и умения, что Вы написали.
В помощь мы предлагаем памятки по подготовке к школе (раздаются памятки)
Предлагаем Вам анкеты для определения готовности ребенка к обучению в школе, которые Вы можете заполнить дома и отдать воспитателю. (раздаются бланки анкет для заполнения дома).
И в заключении, хочу продемонстрировать вам одно простое сравнение. Взять губку – предмет, который очень хорошо впитывает в себя любую жидкость: вольём красную – получим красную, вольём синюю – такую же и получим. А если одновременно вольём и синюю, и красную, то эффект будет неопределённым.
Наш ребёнок точно также впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношения к жизни, которые мы демонстрируем. И то, что мы “вложим” в своих детей в детстве, то и “получим” в более зрелом возрасте. Давайте, будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное! И тогда они непременно порадуют нас своими успехами в будущем.
Наша встреча подходит к концу. Если что-то осталось непонятным, предлагаю вам задать вопросы.
Заполнение анкеты-рефлексии.
Я надеюсь, что наша сегодняшняя встреча ответила на многие вопросы, касающиеся готовности ребенка к школе, сформулировала более четкие представления о том, что и как делать с целью подготовки ребенка к школе. Я благодарю всех участвовавших специалистов и вас, уважаемые родители. Спасибо за внимание.
(звучит мелодия «Чему учат в школе»)