Екатерина Денисенко
Проект «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
1. Паспорт проекта
2. Вид проекта
3. Актуальность проекта
4. Цель и задачи проекта
5. Принципы реализации проекта
6. Этапы проекта
7. Ожидаемый результат деятельности
8. Поэтапный план реализации проекта
9. Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
10. Заключение
11. Список литературы
Паспорт проекта
Сроки реализации: долгосрочный (сентябрь 2014 года – май 2015 года)
Публикация «Проект „На пороге школы“» размещена в разделах
Вид проекта : детско-педагогический, информационно-практико-ориентированный, психолого-просветительский.
Участники проекта : педагоги ДОУ, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.
База внедрения проекта : подготовительная к школе группа №6 МКДОУ «Светлячок».
Проект разработала : Денисенко Екатерина Игоревна, воспитатель, первой квалификационной категории, МБДОУ №25,ГОРОД-КУРОРТ Кисловодск.
Основная образовательная область: «Социализация».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Безопасность», «Физическая культура», «Здоровье», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Цель проекта : Повысить уровень индивидуального развития и развить интерес воспитанников к школе. Сформировать положительное отношение к предстоящему обучению, подготовить к принятию новой социальной роли — позиции «школьника», повысить грамотность и компетенцию родителей, педагогов по вопросу подготовки детей к школе.
Принципы реализации проекта :
Целенаправленность процесса воспитания положительного отношения к школе на основе возрастных особенностей детей;
Научно-обоснованное сочетание разных видов деятельности;
Единство содержания форм и методов работы;
Личностно-ориентированный подход в процессе воспитания положительного отношения к школе детей дошкольников;Принцип сотворчества детей, педагогов и родителей в совместном процесс «дети – родители- сотрудники»;
Принцип доступности;
Принцип системности и последовательности.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с детьми.
2. Взаимодействие с родителями.
Актуальность проекта :
Подготовка детей к школе является одной из главных проблем. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению, спорят о возрасте, с которого наиболее целесообразно начинать учить детей в школе. Интерес к указанной проблеме объясняется тем, что образно психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с фундаментом здания: хороший крепкий фундамент – залог надежности и качества будущей постройки.
При рассмотрении проблемы подготовки детей к школе с психолого-медицинской точки зрения необходимо отметить, что растет количество гиперактивных детей, детей с мозговыми дисфункциями, задержкой психического развития, органическими поражениями нервной системы, психосоматикой. Количество не вполне здоровых детей и детей с подтвержденным медицинским диагнозом столь велико, что не учитывать эту категорию детей при осуществлении реформы образования невозможно.
Не секрет, что здоровье нации сейчас в катастрофическом состоянии. По свидетельствам медиков, не более 10% детей рождаются здоровыми. Это же подтверждается в нормативном документе о недопустимости перегрузок детей, где сказано, что в 1-й класс приходят 80-90 % детей, имеющих те или иные отклонения физического характера, а 18-20 % — имеют нарушения психического здоровья. К перегрузкам психоэмоционального характера можно отнести тревожность, неусидчивость, невнимательность ребенка. Все это может привести к стрессовому состоянию.
Возраст, в котором наши дети идут в школу (6 – 7 лет) сложен для ребенка, так как является переходным. В этом возрасте у ребенка происходит активное анатомо-физическое созревание организма. Возрастает физическая, а также эмоциональная выносливость. Поэтому именно в этом возрасте ребенок становится готов к активной учебной деятельности.
Но разные дети по-разному переживают этот период жизни. Для кого-то привыкание к ежедневным длительным занятиям проходит гладко. Такой ребенок спокойно и без капризов ходил в детский сад, и теперь будет хорошо и увлеченно учиться в школе. Ежедневные длительные занятия утомляют, снижается устойчивость к стрессам и растет напряженность. Может нарушиться сон, расстроиться аппетит. Следствием может стать потеря веса и скачки температуры. Поэтому надо хорошо понимать готов ли ребенок пойти в школу. Быть готовым к школе – это не значит уметь писать и читать, необходимо быть психологически готовым к школе!
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.
Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы : «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты». Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду) может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.
Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребёнка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.
Следует заметить, что в настоящее время первоклассники развиты хуже, чем их сверстники в середине прошлого века, потому что психологическая готовность не формируется на занятиях по школьному типу.
Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребёнка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.
Большинство педагогов и родителей уделяют внимание интеллектуальной готовности ребёнка к школе. Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе; у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе.
Это объясняется и тем, что наши дети все меньше и меньше играют в традиционные игры (сюжетно-ролевые, развивающие, игры с правилами, дидактические, реже занимаются конструированием, лепкой, рисованием, аппликацией. Все виды детской деятельности вытесняются компьютерными играми. Родители стремятся начать систематическое обучение своего ребенка как можно раньше, причем помимо детского сада его могут водить в спортивные секции, музыкальную школу, изостудию и т. д. Им невдомек, что такое обучение, сводящееся, как правило, к выработке навыков и умений в той или иной области, не способствует психическому развитию ребенка.
Психологическая готовность к школе – это психологические предпосылки к овладению учебной деятельностью, которые формируются внутри ведущей деятельности, то есть в игре.
Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.
Учебная деятельность – сложна для дошкольника и автоматически переход на неё без предварительной подготовки ребёнка просто не возможен. Но подготовка нужна не только ребёнку, а его родителям, особенно тем, у кого первый ребёнок идёт в школу. Как настроить ребёнка на учёбу? Как выбрать начальное образование (какую образовательную программу) из множества предлагаемых, ориентируясь на особенности и способности Вашего ребёнка? Как снизить уровень тревожности у себя и ребёнка? Какую «правильную» обувь и рюкзак подобрать первокласснику, для сохранения здоровья? Ответы на эти и многие другие вопросы Вы, уважаемые родители сможете найти у нас, в «Школе для родителей будущих первоклассников».
В рамках работы данной программы был разработан и подготовлен к совместной деятельности родителей и детей подготовительной к школе группы проект «На пороге школы».
Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.
Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями и учениками начальных классов.
Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.
Этапы работы над проектом :
I этап – диагностико — аналитический (сентябрь 2017 г.)
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
II этап – реализация проекта (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)
Разработка содержания деятельности и организация работы по реализации проекта.
III этап – итоговый (май 2018г.)
Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
Создание презентации «Первый раз — в первый класс!»
Оформление папки с материалами проекта.
Ожидаемый результат:
наличие у детей правильных и четких представлений и знаний о школе;
сформированность учебного и социального мотива учебной деятельности;
эмоционально положительное отношение к школе.
Поэтапный план реализации проекта :
I этап – диагностико — аналитический (июнь — сентябрь 2017 г.)
Мероприятия:
1. Изучение психолого-педагогической литературы по данной теме (июнь, июль, август, сентябрь);
2. Подбор диагностического материала для детей (июнь, июль, август, сентябрь);
3. Оформление уголков, буклетов, папок — раскладушек в подготовительной группе «Советы психолога» (июнь, июль, август, сентябрь);
4. Разработать положение о портфолио воспитанника ДОУ (июнь, июль, август, сентябрь);
5. Разработать положение о смотре — выставке «Портфолио группы» (июнь, июль, август, сентябрь);
6. Подбор информации для создания информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты «Любимый ребёнок» (июнь, июль, август, сентябрь);
7. Анализ результатов первично диагностики, проведенной педагогом – психологом детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
8. Вёрстка и печать первого выпуска газеты «Любимый ребёнок» (сентябрь).
9. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе (сентябрь).
10. Диагностические беседы, направленные на выявление представлений о школе и учебной деятельности у детей подготовительной к школе группы (сентябрь).
11. Статьи и консультации в папке для родителей «Что должен знать ребенок, который собирается в школу» (сентябрь).
II этап – реализация проекта (октябрь 2017 г. – апрель 2018 г.)
Мероприятия:
1. НОД:
— Составление рассказа по теме: «Экскурсия в школу»;
— Рисование на тему: «Что тебе понравилось в школе»;
— Рисование на тему: «Зарисовки о школе»;
— Конструирование на тему: «Портфель».
2. 1. Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Магазин. Школьные товары»;
2.2. Пальчиковые игры «Кто быстрее соберёт портфель»;
2.3. Дидактические игры на школьную тематику.
2.4. Решение ребусов, шарад, кроссвордов по теме: «Школа».
3. Ознакомление с пословицами и поговорками русского народа об учении, труде и книгах.
4. Заучивание стихотворений о школе и школьной жизни.
5. Ознакомление детей с произведениями литературы о школьной жизни и учебе в школе.
6. Цикл бесед с использованием коррекционных сказок «Лесная школа», автор М. А. Панфилова.
7. Оформление выставки в книжном уголке по теме: «Школа. Школьные принадлежности».
8. Просмотр мультипликационных фильмов «Маша идет в школу», «Лесная школа».
9. Рассказы педагогов с показом иллюстраций о школе, учителях и школьных правилах;
10. Беседы о школе, режиме, правилах поведения в школе, об отношении к учёбе и оценках и т. д. 11. Выставка фотоматериалов из семейных архивов «Наши папы и мамы — школьники».
12. Слушание и заучивание песен о школе.
2. Мероприятия:
2.1. «Путешествие в страну Знаний» (Развлечение для детей подготовительной к школе группы, посвященное дню знаний) (1Сентября).
2.2. Родительское собрание «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗНАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ИЛИ ТОЛЬКО ВПЕРЕД!» (с приглашением учителя начальных классов МКОУ СОШ №7) (сентябрь).
2.3. День пожилого человека в детском саду «НАМ ГОДА – НЕ БЕДА» (1 октября).
2.3.1. АКЦИЯ «ДОРОГИМ И БЛИЗКИМ» (сентябрь).
(Для участия в акции необходимо сделать своими руками открытку и принести её в дошкольное образовательное учреждение, которое посещает ребёнок до 19 сентября 2017 г.)
2.3.2. Беседы с детьми. Темы:
— «Дружная семья»
— «Дедушкин портрет»
— «Бабушкины руки»
2.3.3. Творческая мастерская «Детская мастерилочка».
2.3.4. Фотовыставка на тему «Нам года – не беда!»
2.3.5. Участие в конкурсе рисунков «Мои любимые бабушка и дедушка».
2.3.6. Выставка творческих работ «Бабушкин сундучок».
2.3.7. Тематический утренник с приглашение в ДОУ дедушек и бабушек.
2.4. День Отца («Праздник отцов» в подготовительной группе) (октябрь).
2.5. День Матери (семейный творческий конкурс «Мамочка и я — лучшие друзья», посвященный Дню Матери) (октябрь).
2.6. Мини-проект «Дед Мороз шагает по планете» (декабрь).
2.7. «Православные праздники на Руси как традиционные ценности русского народа» (Тематические вечера в кругу семьи) (в течение года).
2.8. «Есть такая профессия – Родину защищать» (спортивно — музыкальный праздник «Наши защитники») (23 февраля).
III этап – итоговый (май 2018г.)
Мероприятия:
1. Защита проекта в виде досуга «Путешествие в страну Знаний».
2. Оформление презентации проекта «Первый раз — в первый класс!».
3. Оформление папки с материалами проекта.
Перспективы развития и применения проекта в образовательной практике
Практическая значимость:
В нашем детском саду накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. С сентября 2012 года в МБДОУ «Светлячок» начала функционировать «Школа для родителей будущего первоклассника», занятиями которой руководит автор предлагаемого вашему вниманию проекта – педагог-психолог, Венгеренко Анна Васильевна.
Содержание программы «Школа для родителей будущего первоклассника» технологично и при желании педагогов, родителей и административном сопровождении педагогического процесса воспроизводимо в условиях любого дошкольного учреждения.
Практическая значимость проекта «На пороге школы» в рамках работы «Школы для родителей будущего первоклассника» в детском саду заключается в разработке и подготовке коррекционно-развивающей программы по подготовке детей к обучению в школе. Проект является дополнением и продолжением накопленного раннее опыта работы с детьми и родителями подготовительной к школе группы. Проект может быть рекомендован педагогам, психологам в проведении профилактических мероприятий по школьной неуспеваемости и дезадаптации.
В ходе реализации проекта планирует тесное взаимодействие педагога-психолога и родителей на формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе. В ходе сотрудничества, родители являются активными и действенными участниками образовательного процесса. Данный проект позволит обогатить представления детей о школе и профессии учителя. Такая совместная работа и благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности. Повышение педагогической культуры родителей в вопросах успешного перехода детей на новую ступень образования.
Обобщенный опыт работы может быть использован широким кругом педагогических кадров.
Заключение
Подводя итоги работы по разработке проекта «На пороге школы», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей.
В связи с тем, что в последнее время достаточно много уделяется внимания подготовки к школе детей, но это внимание направленно в основном только на интеллектуальную сферу. А мной разработанный проект по психологическому сопровождению будущих первоклассников, в котором в первую очередь уделяется внимание личностной готовности к школе, мотивационной готовности, является продолжение работы в «Школе для родителей будущих первоклассников». Я с удовольствием буду продолжать работать в этом направлении с родителями, воспитателями и детьми.
Список литературы
1. Буре Р. С. Готовим детей к школе : Кн. Для воспитателя дет. сада. – М. : Просвещение, 1987
2. Губатова Л. Н. Психологическое сопровождение процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста к систематическому школьному обучению. //Дошкольная педагогика – 2010, №1
3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – М. :НПО «Образование», 1996
4. Каменская В. Г., Зверева С. В. К школьной жизни готов! Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
5. Куражева Н. Ю., Козлова И. А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет. – СПб: Речь, 2007
6. Пазухина И. А. Идем в школу с радостью! //Дошкольная педагогика №4 2010
7. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе. – М. : Генезис, 2008
8. Ваш ребенок идет в школу : Тренинги и страхи детей и родителей/ Т. Б. Анисимова – Ростов н/ Д: Феникс, 2005
9. Громова Т. В. Сказочная подготовка к настоящей школе – М. : Генезис. 2003
10. Лабиринт души: Терапевтические сказки/ Под ред. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е. – М. : 2005
11. Монина Г. Б., Панасюк Е. В. Предшкольный бум, или Что нужно знать родителям будущих первоклассников. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008
12. Павлов И. В. Хочу учиться! Родителям о психологической подготовке ребенка к школе СПб. : Речь, 2008
13. Панфилова М. А. Лесная школа. : Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М. : ТЦ «Сфера», 2002
14. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.
15. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
16. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
17. В школу с радостью : конспекты комплексно-игровых занятий с дошкольниками для психолога и воспитателя / авт. -сост. Е Д. Шваб. – Волгоград: Учитель, 2007.-79 с.
18. Ильина М. Н. Подготовка к школе : развивающие тесты и упражнения. — Спб. : Питер, 2004.-205с.
19. Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками / авт. -сост. М. Р. Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 136 с.
20. Павлова Т. Л. Диагностика готовности ребенка к школе. — М. : ТЦ Сфера, 2007.-128с.
21. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе / авт. -сост. Ю. В. Останкова. — Волгоград: Учитель, 2007.-130с.
22. Черемошкина Л. В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1997.- 224с.
23. Шарохина В. Л. Психологическая подготовка детей к школе : Конспекты занятий. – М. : Книголюб, 2009. – 48 с.
24. Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. — Спб. : Валери СПД; М. : ТЦ Сфера, 2002, — 112с.
25. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» — журнал «Воспитатель ДОУ» 2012
26. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» — журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013
27. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева,А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлов и др. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 316 – 439 с.