Татьяна Бокунова
Конспект НОД в старшей группе «Фитолаборатория. Практическая работа с растениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Знакомить детей с лекарственными растениями, правилами сбора, хранением и их применением в лечебных целях. Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческого воображения Расширять словарный запас детей, формировать грамматический строй речи. Воспитывать бережное отношение к лекарственным растениям, умение беречь и правильно использовать, желание узнавать по внешнему виду, описанию и моделям.
Словарь:
душица, шалфей, зверобой, чабрец, земляника лесная, мать и мачеха, ромашка.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Фитолаборатория, Практическая работа с растениями“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Растения. Изучаем мир растений
- Старшая группа
- Темочки
Оборудование: высушенные лекарственные растения. Сосуды для приготовления настойки, карточки – схемы последовательности работы; картинки лекарственных растений с недостающими частями; ёмкость с землей для посадки лука, луковицы, лейка с водой, фартуки, перчатки, мини набор инструментов для работы в помещении. Ватман для изготовления плаката «Ядовитые растения», картинки разных трав. Материал для изготовления ароматических подушечек - саше (мешочки из ткани, декоративные украшения, ленточки, измельченная трава в коробочках, клей, ножницы).
Предварительная работа : просмотр презентации «Лекарственные травы» (виды трав, правила сбора, где растут, хранение и применение в лечебных целях). Рассматривание гербария «Травы нашего края», настольные игры «С какого растения листок, цветок», «Ядовитые растения»и т. д.
Ход занятия
В утренний прием детей обозначить проблему сегодняшнего дня. Дети встают в круг с воспитателем. «Сейчас на дворе зима, и люди, как и звери, готовятся к её приходу. Ребята, расскажите, как человек готовился к приходу зимы?»
Примерные ответы детей (утеплили свои дома, смениили одежду и обувь на более теплую, сделали заготовки некоторых продуктов и трав на зиму).
Педагог: «Зима – очень опасное время года. Многие дети и взрослые болеют простудными заболеваниями: у них начинает болеть горло, появляется насморк, кашель, поднимается температура. Ребята, как вы думаете какие причины появления простудных заболеваний?»
Примерные ответы детей (люди одеты не по погоде, дети едят снег и сосут сосульки на улице, общаются с заболевшими людьми, не закаляются). А как можно вылечить болезнь. ( Ответы детей: таблетками)
Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Они, может, красивей, но все-таки лечебные,
Бывают они горькими, но очень и полезными.
Что это?
(лекарственные травы)
Воспитатель: «Правильно, лечиться можно не только таблетками, но и растениями. А вы знаете как называется человек, который лечит лекарственными травами (ответы детей) Да. это фитотерапевт. И сегодня мы отправимся в фитолабораторию, где все связано с изучением лекарственных трав.
Посмотрите, в этой «Чайной лаборатории» ученые создают разные настойки из лекарственных трав, чтобы потом пить от разных болезней.
В этом отделе лаборатории - «Фитокнига», ученые создают и изготавливают книги про лекарственные растения.
А здесь лаборатория «Естественных испытателей», которые сами сажают лекарственные растения, ухаживают за ними,наблюдают за их ростом, а затем употребляют в пищу, чтобы не заболеть.
А еще в нашей лаборатории есть своя редакция, которая выпускает газеты и на этот раз будет выпущена газета под название «Ядовитые растения».
А вот этот отдел «Аромотерапии», здесь очень приятно и полезно пахнет. Знаете почему? Потому, что здесь изготавливают ароматические подушечки или они еще называются «Саше». Запах некоторых лекарственных трав может очень хорошо повлиять на крепкий сон человека, или просто «убить» вредные вирусы, летающие в воздухе, поэтому разные высушенные травы мелко нарезают, кладут в холщевые мешочки и хранят в разных местах дома.
1. Практика «Приготовление настоя из лекарственных трав.
В коробочках насыпаны лекарственные травы: шалфей, зверобой, чабрец, душица, лесная земляника ромашку, одуванчик, шиповник. Дети рассматривают их внимательно, нюхают.
Для того чтобы приготовить настойку, нужно изучить схемы, Воспитатель обращает внимание детей на стол, который стоит в стороне.
На нем находятся сосуды для изготовления настойки,ложки, травы в пиалах, теплая вода. Воспитатель: ребята, а здесь есть всё для того, чтобы сделать настойку.
Делают настойку, воспитатель контролирует.
2. Практика «Собери книгу из лекарственных трав».
Дети получают страницы с изображением лекарственного растения, но с недостающим элементом (листик, соцветие, плод, ягода, бутон и т. д.). Задача детей закончить изображения на страницах и собрать их в единую книгу с помощью ленты.
3. Практика «Посадка лука».
Дети высаживают проросший, подготовленный лук, опираясь на схемы.
4. Иготовление плаката «Ядовитые растения».
Задача детей отобрать из множества растений, картинки с изображением ядовитых, содержащие внизу листа знак «ЯД».Затем наклеить их на ватман с предупреждающей надписью «Ядовитые растения».
5. Изготовление саше или ароматической подушки.
Дети в холщевые мешочки должны разложить различные ароматные травы (чабрец, душица, мята итд., а затем декорировать их с помощью различных заготовленных материалов декора.
В конце занятия дети собираются в круг и показывают продукты своего творения.
Воспитатель: «Я рада видеть всех вас здоровыми, весёлыми! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранялось до самого вечера! А для этого мы должны чаще улыбаться и помогать друг другу! А сейчас я приглашаю вас, ребята, отведать ароматный чай из мяты и душицы, наслаждаться его ароматом.
Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, парного,
Самоварного чайку.