Чернышенко Антонина
«На помощь красавице Весне». Конспект итогового занятия по развитию речи для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «На помощь красавице Весне»
Программное содержание:
Обобщить и закрепить знания детей по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь.
Упражнять в изменении существительных по числам, в подборе слов с противоположным значением, в подборе существительных к прилагательному, прилагательных к существительному, глаголов, в составлении предложений.
Совершенствовать фонематический слух. Развивать четкое произнесение звуков. Упражнять в определении количества слогов в слове. Развивать интонационную выразительность речи.
Публикация «„На помощь красавице Весне“, Конспект итогового занятия по развитию речи для детей старшей группы» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Совершенствовать умение детей точно по смыслу отвечать на вопросы, правильно строить предложения. При пересказе сочетать слова с движениями пальцев рук. Развивать словотворчество. Формировать умение составлять творческий рассказ на тему, предложенную воспитателем.
Воспитывать в детях доброту, отзывчивость.
Оборудование: воздушный шар с письмом, мяч, картинки ручья (зимой и весной, запись журчания ручья, пение птиц; плато, квадраты разных цветов (синий, зеленый, оранжевый (цвет осени, черный, розовый, желтый) для игры «Звуковая мозаика»; картинка трехэтажного дома с окошками по три на каждом этаже, картинки птиц, насекомых, явлений природы для игры «Рассели жильцов»; макет дерева зимой и цветущего дерева; сказочные герои (картинки, игрушки); картинки подснежников: одного, двух и несколько; план рассказа (полянка, листья, сказочные герои); солнышко, тучки (из бумаги, фонарик; картинка солнышка на каждого ребенка.
Ход занятия:
Дети приветствуют гостей:
Рано утром мы встаем,
В детский сад скорей идем.
Говорить всем: «С добрым утром!» -
Никогда не устаем.
«Доброе утро, небо!», «Доброе утро, солнце»,
«Доброе утро, наша планета Земля!»,
«Доброе утро, наша большая семья!»
В группу влетает шарик, на нем письмо: жители сказочной страны просят помочь прогнать зиму. Прежде чем отправиться в путь воспитатель предлагает вспомнить, что дети знают о зиме и о весне.
Дидактическая игра «Не зевай, на вопросы отвечай»
Зима – какая? (снежная, вьюжная, морозная, студеная, суровая, холодная, стылая)
Весна – какая? (теплая, ласковая, добрая, ранняя, цветущая, звонкая, солнечная, красивая, веселая, радужная.)
Какой бывает снег? (легкий, искристый, белый, холодный, грязный, сверкающий, пушистый, колючий, серебристый, рыхлый)
Что снег делает? (идет, падает, кружится, ложится, порхает)
Слова-родственники к слову «снег» - (снегурочка, снежок, снеговик, снежный, снежинка)
Слова-родственники к слову «весна» (весенний, веснянка, веснушки, предвесенний, по-весеннему)
О чем можно сказать – весенний (ручей, сад, день, дождь.)
Весенняя? (проталинка, лужа, капель, река.)
Весеннее? (настроение, облако, солнце, небо, утро.)
Какой основной цвет зимы? Весны?
Что бывает белым? (сахар, мука, бумага, облако.)
Зеленым? (трава, листья, краска.)
Воспитатель предлагает произнести волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись
И в сказочной стране очутись.
В сказочной стране солнце закрыто тучами, надо освободить хоть один лучик.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет слово, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному слову.
Холодная – теплая
добро – зло
грязный – чистый
говорить – молчать
храбрый – трусливый
радостный – грустный
светло – темно
сухой – мокрый
ясный – пасмурный
мерзнуть – согреваться
тишина – шум
Работа со звуками и слогами
Ну вот мы освободили один луч. Угадайте, что он осветил.
В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручей) (картинка ручья зимой)
Назовите ласково (ручеёк, ручеёчек)
Что делает весенний ручей? (бежит, журчит, звенит, шумит, веселит, освежает, поит, течет)
Ручеек сообщает о себе с помощью звука. А как мы общаемся?
- С помощью речи мы выражаем свои мысли, чувства.
Из чего состоит наша речь?
Что такое предложение?
Из чего состоят предложения? Слова?
На какие части делятся слова?
Дидактическая игра «Звуковая мозаика»
Определить первый звук в словах, выбрать квадрат соответствующего цвета, выставить на полотно:
сок, жук, зелень, радуга
Определить конечный звук:
заяц, грач, плач, скворец
Определить место звуков р,з, ж, с:
комар, гнездо, лужа, лось
Определить какой звук есть в словах:
шар, шапка, суша, избушка, кошка;
лампа, лапа, олень, кулак, кол.
Дидактическая игра «Рассели жильцов»
Как называется дом, в котором много этажей? (многоэтажный)
Определить количество слогов в слове и расставить соответственно. Назвать обобщающие слова.
1 этаж – односложные слова – град, снег, дождь – явления природы;
2 этаж – двусложные слова – пчела, комар, муха - насекомые;
3 этаж – трехсложные – соловей, кукушка, ласточка – птицы.
Проговаривание чистоговорок и скороговорок на звуки р, с, ц, з, л, ч, ж, ш.
Мы расколдовали ручеек, освободили его от снега и льда (картинка ручья весной)
Физминутка
А уж ясно солнышко идут по кругу, взявшись за руки
Припекло, припекло медленно поднимают руки
И повсюду золото идут по кругу, взявшись за руки
Разлило, разлило. медленно опускают руки
Ручейки по улице бегут по кругу в противоположную сторону
Все журчат, все журчат. на носочках, держа руки на поясе
Журавли курлыкают идут по кругу в противоположную сторону, высоко
И летят, и летят. поднимая колени, руками изображают взмахи крыльев.
Работа по составлению предложений и рассказа.
Еще одна тучка превратилась в белое облачко и освободила солнечный лучик, который осветил дерево на полянке.
Назовите части дерева. Какое дерево? (голое, некрасивое, кривое.) Почему оно такое (предположения детей). Оно заколдованное. Поможем стать ему красивым цветущим деревом. Для этого надо представить каким оно может быть.
Дети с помощью воспитателя составляют рассказ, опираясь на план (картинки).
В сказочной стране на полянке росло волшебное дерево. Его листья были разных форм и цветов. Ветви дерева усыпали цветы и разнообразные плоды: яблоки, груши, сливы, вишни, мандарины. Ствол дерева светился ночью. Жители страны очень любили приходить к дереву. Они укрывались в его тени, лакомились его плодами.
Релаксация.
Звучит запись журчание ручья, пение птиц.
- А теперь закройте глаза и представьте себе волшебное дерево (выставляется макет цветущего дерева).
- Откройте глаза. Посмотрите, мы расколдовали дерево и оно вновь зацвело.
Образование множественного числа существительных.
Дидактическая игра «Один - много»
Лучик упал на полянку и осветил первый весенний цветок. Как он называется?
(подснежник). Сколько здесь подснежников? (Два подснежника). А здесь? (много подснежников). Далее по схеме следующие слова:
облако, туча, птица, дерево, ручей, проталинка, листочек.
Пересказ сказки «Кот, петух и лиса» по методике «Расскажи сказку руками».
Мы освободили еще один лучик, стало теплее и жители страны собрались на полянке, но они грустные. Порадуем их сказкой.
Чему учит сказка?
Почему кот выручал петушка?
Назовите пословицы о дружбе.
Чтение стихотворений о солнце.
Мы освободили солнышко, но оно не горит.
Воспитатель предлагает выразительно прочитать стихотворения о солнце.
Пока дети читают, воспитатель незаметно включает фонарик, солнышко загорается.
Итог
Посмотрите, какое замечательное солнышко! От его света мир становится прекраснее. Протяните ладошки к солнышку, погрейте их. Прикоснитесь к своим щекам. Вы видите, что солнышко золотое. Как еще можно сказать о солнышке?
Жители страны благодарят вас за помощь и дарят вам маленькое солнышко, чтобы оно согревало вас своим теплом.