Любовь Павловна Чеботарёва
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Публикация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятна взрослым и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать
1. Актуальность.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития.
Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.
Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений;они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полётности движений.
Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.
Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод, что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.
Почему же наши дети плохо запоминают и не имеют разнообразных навыков танцевальных движений, не могут использовать их в своей практике?
Каковы же проблемы?
• В процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально-ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.
• Нет системы работы по данному направлению.
Причины проблем:
• В процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения им не разъясняются.
• Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы.
• Из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь незначительное их число, (отсутствие накопления двигательного опыта).
• На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребенка.
• Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.
• Отсутствие навыков у родителей, чтобы уделить внимание движению детей под музыку, так как бессильны в данном виде деятельности.
• Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций.
• Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).
Проблема развития творческих способностей у детей состоит ещё и в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.
И поэтому выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.
Цели и задачи.
Общая цель:
Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
* Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
* Обновить развивающую среду по данному направлению.
* Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.
* Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Выполнение данных задач будет способствовать развитию у детей :
• Музыкальности :
- способность к воспроизведению музыки;
- умение чувствовать ее характер;
- понимать содержание.
• Заложит базу музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности :
- научить основным танцевальным движениям;
- научить основным схемам построения в танце :
- развивать способность к импровизации в движении (с предметами и без них).
• Разовьет двигательные качества и умения:
- координацию движений, гибкость, пластичность;
- умения ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
• Разовьет и поможет натренировать психические процессы:
- эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- творческое воображение и фантазию.
• Приобщит дошкольников к языку танца, движений, разовьет способности видеть и понимать искусство.
• Разовьё т нравственно-коммуникативные качества личности:
- умение сопереживать другим.
- умение вести себя в группе во время движения в танце
Взаимодействие с родителями.
В соответствии с ФГОС ДО, семья является полноценным участником образовательного процесса. Организуя работу с родителями воспитанников, обеспечиваю психолого-педагогическую поддержку семьи. Использую активные формы работы с семьей: консультации по вопросам приобщения детей к миру искусства («Как провести день рожденья дома», «Для чего нужны танцы» «Расскажите детям сказку», «Танец-это жизнь!», «Танец- как средство развития ребёнка», «Чудо-театр дома», «Танцевать-это полезно!», «Театр ложек», музыкально-литературные гостиные («Пусть музыка звучит», «Музыка души», анкетирование, а также мастер-классы. («Учимся танцевать, играя»). Родители являются активными участниками в проведении календарных праздников и развлечений, проявляют интерес к участию в работе клуба «Музыкальная гостиная», которые посещают совместно с ребенком. Здесь взрослые превращаются в детей : с интересом играют в детские игры, раскрывают свои творческие способности, узнают о талантах своих детей. Такие встречи дают взрослым определенный эмоциональный опыт, развивают коммуникативные навыки в системе общения «Ребенок – взрослый». Совместное творчество с детьми заряжает семью положительными эмоциями на длительное время. (Приложение)
Получены следующие результаты:
Музыкально-ритмические движения :
высокий уровень – 25%
средний уровень – 60%
низкий уровень - 15%
Танцевальные движения :
высокий уровень – 10%
средний уровень - 40%
низкий уровень - 50%
На основании полученных результатов исследований было принято решение начать работу по овладению детьми музыкально-ритмическими и танцевальными движениями.
На начальном этапе детям очень сложно установить контакт друг с другом, поэтому я использую игры и танцы на развитие коммуникативных способностей : «Разноцветная игра», «Найди себе пару», пляска «Приглашение», танец «Всё мы делим пополам» и др.
Эти игры способствуют развитию произвольного внимания, умению ориентироваться в пространстве, развитию индивидуальности, раскрепощению детей.
Также на занятиях и в музыкальных уголках в группах использую дидактические игры, направленной тематики:
- «Танец, песня, марш»
Участником раздаются карточки с изображением детей, танцующих вальс, польку, современный танец, народный танец или марширующих. Дети слушают небольшие фрагменты музыки и, отгадав, показывают карточку и исполняют творческую пляску.
- «Весело и грустно»
Ребёнок бросает кубик, на сторонах которого изображены весёлые или грустные животные. Задача: изобразить движения, повадки и эмоции
Обучаю детей элементарным правилам танцевального этикета : как мальчик должен пригласить девочку на танец, как девочка принимает приглашение, как они благодарят друг друга за совместный танец.
Подготовка к танцевальной деятельности провожу и во время пения, где дети вновь обращаются к движению, стараясь выразительными жестами передать вокальный образ. В развитии выразительности движений я использую инсценировки песен, таких, как «Листопад» М. Красева, «Есть у зимушки ковёр», р. н. п. ,«Мальчишкины мечты» и др.
Первые результаты такой целенаправленной работы дети смогли показать на осеннем празднике «Капустная вечеринка» (участие детей в свободном переплясе на р. н. мелодию - в танце «Солнышки-подсолнушки») и, конечно, на новогоднем утреннике. Это и сопровождение выразительными движениями хороводов у елки, и уверенное исполнение сюжетного танца «Зима», «Новогодние игрушки» и др.
2. Основной этап.
На этом этапе происходит работа над образом. Дети сами составляют танцевальные миниатюры, которые позволяют развивать у детей воображение, координацию, умение войти в образ и передать характер героя движениями.
Сначала это несложные этюды и образы. (Грустный заяц, весёлые клоуны, хитрая лиса и т. д.). Затем – это импровизации в танцах («Бабочки», «Сказочный лес», «Скоморохи»).
Совершенствуя свободу, пластику танцевальных движений, отмечаю на занятиях, кому из детей требуется помощь, кому не сразу удаётся придумать и станцевать, стараюсь подбодрить, подсказать, направить и похвалить. Также в таких ситуациях помогает образный рассказ, который побуждает детей представить какую-либо ситуацию, чтобы воссоздать её в движении
В ход занятий включаю музыкальные игры на развитие пространственной ориентировки и совершенствование имитационных движений под музыку :
(«Солнечные лучики», «В стране цветов», «Аквариум» и другие)
Танцевальные композиции продумываю с учетом не только двигательного развития, но и творчества. В этом смысле я строю танцевальные композиции так, чтобы в них обязательно присутствовало творчество детей (коммуникативные и сюжетные танцы : «Танец ёлочек и зайцев», «Весна пришла», «Моряки и стюардессы», «Модница» и др.)
В итоге, танцевальные композиции, показанные детьми на празднике 8 Марта («Фигурный вальс», «Танец с розами», «Капитан», «Весна пришла» и т. д. отличались разнообразием танцевальных жанров (вальс, шуточный танец, эстрадный танец) и уверенным, выразительным исполнением каждого движения.
Новогоднем празднике в игре «Волшебный снежок», дети выходили и, не стесняясь, исполняли творческое задание - станцевать танец под разную музыку : р. н. п., современную, восточную)
3 Этап. (заключительный) - Анализ деятельности ребенка.
На этом этапе работа направлена на совершенствование движений с учётом динамических оттенков музыки, отработку выразительности движений, развитие самостоятельной творческой деятельности.
По результатам заключительного среза были зафиксированы положительные изменения в показателях по всем диагностируемым линиям музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
Муз. ритмические движения:
-высокий уровень – 75%,
-средний – 25%
Танцевальные движения :
- высокий уровень – 25%,
-- средний –75%
Продолжаю развивать воображение детей, их эмоциональную сферу, умение «оживлять» игровой персонаж. Это такие игровые упражнения и этюды, как:
«Кот Мурлыка», «Волшебные кисточки», «Прогулка по сказочному лесу» и другие.
Это высший уровень развития творчества. Дети сами выделяют наиболее удачные танцевальные движения, учатся быть разными в танце. Данные упражнения способствуют выражению индивидуальности каждого, умению находить необычные способы выражения движения.
Обучение детей приемам образного перевоплощения продолжалось на материале танцевального спектакля по мотивам сказки «Муха - цокатуха». В качестве подготовки к нему я предлагала некоторые этюды, в которых дети представляли себя в определенном образе. Для его воплощения детям необходимо было самостоятельно найти соответствующую выразительную пластику, используя, главным образом, пантомимические движения, изобразительные приемы.
В процессе прохождения всех вышеперечисленных этапов происходит:
• Развитие факторов креативности:
Фантазии;
Изобретательности;
Оригинальности;
Многовариантности.
• Умение владеть телом (перевоплощение в образ, предмет, ориентировка в пространстве);
• Умение находить музыку в себе (использование звучащих жестов);
• Получать положительные эмоции, необходимые для полноценного творческого развития личности.
Опыт использования творческих заданий позволяет говорить о практической значимости, ценности, универсальности данной работы.
После проделанной работы передо мной встал вопрос, а каким образом продемонстрировать достижения ребят в музыкально танцевальном творчестве?
Возникла идея создания «Музыкальной гостиной».
В музыкальной гостиной стали проводиться вечера, тематические праздники, доминантные занятия. Гости музыкальной гостиной - педагоги, родители, Учащиеся ДШИ, выпускники детского сада. Данная форма привлекает тем, что она дает возможность проявить индивидуальность каждому ребенку, получить положительные эмоции необходимые для полноценного творческого развития, в том числе музыкально-двигательных способностей.
В реализации опыта использованы инновационные технологии:
1. Использование ИКТ, позволяющие более наглядно показать качественный иллюстративный материал на занятии.
2. Интеграция, позволяющая объединить несколько видов деятельности для более успешного усвоения материала.
3. Здоровьесберегающие технологии, позволяющие поддерживать здоровье детей на музыкальных занятиях.
3. Теоретическая база
Теоретическая база основана на исследовании методик, посвященных выработке и развитию у дошкольников творчества в танце на основе обучения их языку выразительных движений. В нее вошли программа Т. И. Суворовой «Танцевальная ритмика для детей», программа по ритмической пластике для детей дошкольного возраста А. И. Бурениной «Ритмическая мозаика», а также публикации «Танцевальная мозаика» С. Л. Слуцкой, «Музыкальное развитие ребенка» Н. А. Ветлугиной, «От жеста к танцу» Е. В. Горшковой, «Танцы в детском саду» Н. В. Зарецкой, З. Я. Роот, «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Е. П. Раевской, С. Д. Рудневой, Г. Н. Соболевой, З. Н. Ушаковой.
4. Педагогическая идея
Формирование творческих способностей дошкольников, улучшение их психофизического состояния посредством музыкально-ритмических движений.
5. Эффективность педагогического опыта
Инновационный педагогический опыт направлен на развитие музыкально-ритмических движений у детей, творческой фантазии в элементарном движении под музыку.
Музыкально-ритмические движения, как вид деятельности, служат делу познания ребёнком окружающей действительности и в то же время являются средством выражения музыкальных образов, характера музыкального произведения. Первоначальные творческие проявления у детей в области музыкально-ритмических движений, несмотря на их скромные результаты, являются очень важными, они – начало их будущей творческой деятельности. Ведь именно творчество способствует развитию памяти, мышления, активности, целеустремлённости и наблюдательности. Дети, используя полученные знания, умения и навыки применяют их в свободной самостоятельной деятельности. Они с интересом принимают участие в организованных концертах для родителей и для детей младшего возраста, чувствуют себя более свободно и раскрепощено в присутствии гостей на открытых занятиях и праздниках. После выпуска из детского сада воспитанники с большим желанием продолжают обучение в сфере дополнительного образования.
В процессе обучения я использую несколько методов:
Выразительный показ движений, танцевальных композиций задаёт наглядный образец исполнения, формирует у детей представление о правильном способе выполнения движений.
Словесные пояснения, уточнения помогают детям осознавать значения, выразительные нюансы движений и в соответствии с этим корректировать своё исполнение.
Образный рассказ побуждает детей представить какую - либо ситуацию, что бы воссоздать её в движениях, и тем самым способствует развитию у них фантазии и воображения.
Вслушивание в музыку и простейший анализ её выразительных особенностей позволяет осмысливать содержание музыкального произведения и на этой основе развивать воображение, побуждать к поиску дополнительных, выразительных танцевальных средств.
6. Результативность опыта
Работая углубленно по данной теме, можно сделать вывод, что при проведении занятий, учитывающих особенности музыкально-ритмического чувства, двигательной сферы и ритмической организации речи, направленных на коррекцию моторных, музыкальных процессов, можно добиться развития моторики и музыкальных способностей в целом.
Организованная работа по развитию танцевально-ритмических движений помогает развить эмоциональность и образность восприятия музыки, чувство ритма, мелодический и гармонический слух, ощущение музыкальной формы, музыкальную память и т. д.
Практический опыт по данной теме позволил разработать авторский проект «Мы любим танцевать» для детей подготовительной группы (Приложение). Данный проект получил высокую оценку у родителей и педагогов ДОУ.
Проявление творческих способностей детей – это итог всей работы, участие в выступлениях на вечерах развлечений, детских утренниках, в театрализованной деятельности, на родительских собраниях, в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий и даже дома и различных мероприятиях:
• Участие в поселковом ежегодном творческом фестивале «Палитра творчества»
•
Выступление детей на районном ежегодном фестивале «Золотое яблоко»
• Участие детей в ежегодном танцевальном конкурсе «В ритме танца» ДДТ «Алый парус».
Наблюдения показали, что дети с удовольствием импровизируют в танце, показывают свою индивидуальность и отражают настроение героев. Я смогла побудить ребят к действию, а главное, к творчеству.
Мне доставляет радость творить вместе с детьми, видеть, как меняет их танец. Я всеми силами души стараюсь, чтобы музыка танца распространялась, увеличивалось число людей, любящих её, находящих в ней утешение и опору.
7. Для музыкального движения на занятии очень важен выбор репертуара.
Ребенок откликается движением на различную музыку, но только, если она понятна его телу. Нужно выбирать музыку, которая будет побуждать ребенка двигаться с радостью и желанием. Это могут быть классические произведения, фольклор, рок, джаз. Музыка может быть любого жанра, главное чтобы она была мелодичной, красивой, в обработке, понятной детям. Задача педагогов состоит в том, чтобы развить у детей способность к восприятию новизны, умение импровизировать без предварительной подготовки.
Таким образом, дети учатся творческому подходу к решению задач, причем любых, не только музыкальных. Главное – развить в ребенке его потенциальные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни. Занятия музыкой являются многосторонним процессом, в котором должны активно участвовать как педагог, так и его воспитанники. Для развития интереса к музыке у детей педагогу необходимо все время искать новые приемы, подходы к занятию, вовлекать в музыкальный процесс. Главное место в занятиях должно занимать развитие творческих способностей детей, а вместе с тем и интереса к музыке и культуре в целом.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т. д.) ребенок «выплескивал» свое состояние, субъективно «проживал» свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание педагога. Мудрость творчества заключается в том, что не надо «торопить» чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях. И музыкально-ритмические движения играют огромную роль в становлении личности ребенка.
Перспективы развития опыта :
• Конкретное распределение музыкально-ритмических и танцевальных видов деятельности по циклам (разминки, тематические занятия, доминантные по импровизации) значительно совершенствует усвоение старшими дошкольниками практических умений и навыков в танцах.
• Предлагаемая система работы позволяет достаточно полно раскрыть индивидуальные творческие способности ребенка.
• Полученный багаж знаний, умений и навыков в области музыкально-ритмического и танцевального искусства позволит развить творческую инициативу, поддержать интерес ребенка к музыкальной деятельности, желание продолжать заниматься данным видом деятельности.
8. Приложения.
1 игры, упражнения, этюды
2. консультации, беседы для воспитателей
3. план музыкальной гостиной
4. мониторинг
5. проект «Мы любим танцевать»
6. конспект занятия «Музыка в сказке»
7. танцевально – игровые занятия для малышей
8. перспективный план
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической и танцевальной деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Творчество детей возрастает и приводит к положительным результатам, если педагогическая деятельность в музыкально-ритмическом и танцевальном направлении реализуется в соответствии с их подготовленностью. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создание радостных условий для пребывания детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.
Литература:
1. Бекина, С. И. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет)
2. Буренина, А. И. Ритмическая мозаика : программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. И. Буренина. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб. : ЛОИРО, 2000. – 52 с.
3. Ветлугина, Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. – М. : Просвещение, 1981. – 86 с.
4. Зарецкая, Н. В. Танцы в детском саду [Ноты] / Н. В. Зарецкая, З. Я. Роот. – М. : Айрис-пресс, 2004. – 68 с.