Виктория Чернова
Консультация для родителей «В чем польза самостоятельности для ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Главный элемент развития самостоятельности — постепенная передача ответственности от родителей к ребёнку. Это долгий процесс, который завершается в подростковом периоде или уже у взрослых.
Родители должны быть психологически максимально готовы к самостоятельности ребёнка. Что-то позволять делать малышу — мало, важно не обесценивать его результаты.
Стоит делать акцент не на способности совершать действия, а на намерении и побуждении. Например, умение застилать кровать ещё не означает, что малыш самостоятельный. Таким он становится тогда, когда осознаёт значимость чистоты в доме и наводит порядок по желанию самостоятельно.
По мере развития самостоятельности у ребёнка:
-закаляется характер — он легче справляется с трудностями;
-растёт уверенность в собственных силах и возможностях;
-улучшаются отношения с близкими людьми;
-снижается вероятность депрессии;
-растёт желание учиться и работать.
Ребёнок побеждает и проигрывает, встречается с трудностями и учится их преодолевать. «Так формируется личный опыт с умением принимать ошибки и поддерживать себя, чтобы сохранять интерес и желание продолжать занятие. А вместе с этим приходят положительные изменения: растёт инициатива и стремление действовать самостоятельно», — отмечает Марина Бабурина.
Психолог добавляет, что умение принимать решения — сложный многоступенчатый навык, который состоит из следующих этапов:
Осознать проблемную ситуацию.
Понять, чего сам хочешь.
Проанализировать ситуацию, плюсы и минусы каждого варианта.
Проявить самостоятельность.
Столкнуться с последствиями.
Если результат хороший, то принять поддержку.
Если результат плохой, прожить ошибку и запомнить этот опыт.
Часто ребёнку становится трудно на последнем этапе, когда нужно справиться с негативными чувствами. Он ещё не умеет проживать свои эмоции, а родители вместо поддержки критикуют, чтобы научить, или сразу стараются решить проблемы. В итоге самостоятельность не формируется.
Этапы формирования самостоятельности у детей
В теории психосоциального развития психолог Эрик Эриксон указал, что желание быть самостоятельным проявляется у ребёнка в возрасте от 1 года до 3 лет [1]. Например, выделяют такие этапы развития самостоятельности:
Зарождается интерес. Дети наблюдают за родителями. Например, мальчик видит, как отец собирается на работу: гладит рубашку, собирает сумку, чистит туфли.
Проявляется инициатива. Дети помогают взрослым в каком-либо деле. Папа может попросить сына помочь со сборами: принести щётку для обуви или воду для утюга.
Меняются роли. Уже взрослые помогают детям. Например, мама помогает застегнуть рубашку и собрать рюкзак.
Растёт ответственность. Дети делают сами, но под присмотром взрослых. Поначалу ребёнку нужна помощь, например с глажкой одежды.
Закрепляется навык. Дети действуют полностью автономно и самостоятельно контролируют процесс. Теперь мальчик собирается в школу сам.
Плюсы такого подхода: родители тратят меньше времени на сборы ребёнка. Мальчик становится более самостоятельным, умеет анализировать день и планировать время, а у отца и сына появляется новая точка соприкосновения. Но важно поддерживать стремление к независимости у малыша.
Из примера понятно: на начальных этапах формирования самостоятельности необходима поддержка родителей или старших родственников. Взрослый даёт пример, обучает и наблюдает за процессом. Лишь на последнем этапе ребёнок действует сам.
«Переход от одного периода к другому может занять дни, месяцы или даже годы. Ребёнок может не показывать интереса к занятиям старших, робко проявлять инициативу или неумело работать. Проявите понимание, терпение и поддержку — каждая новая попытка приведёт к лучшему результату»