Ирина Иванова
Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методические рекомендации
«Музыкально - ритмическая и танцевальная деятельность, как способ развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических достижений играет немаловажную роль в развитии творческой и успешной личности ребенка.
Публикация «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей детей» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Шведский педагог и композитор, основоположник системы ритмического воспитания Э. Жак-Далькроз увидел в музыкально-ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительных движений, творческого воображения. Методы музыкального движения были разработаны в России отечесвенными педагогами музыкантами С. Д. Рудневой, Л. С. Генераловой, Э. М. Фиш на основе системы Э. Жака-Далькроза.
Психолог Б. М. Теплов определяет музыкально-ритмическое чувство как «способность активно переживать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения».
Естественные движения под музыку даются детям легко, позволяют свободно ориентироваться в пространстве, выбирать наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. В ритмических движениях не звучит слово, однако выразительность пластики тела является интернациональным языком и понятна взрослым и детям. Основой, конечно, является музыка, т. к. это идеальный образец организованного движения и дает четкое представление между временем, пространством и движением. Современность и актуальность этого вида музыкального воспитания по сей день актуальна, и широко используется многими специалистами по музыкальному и физическому воспитанию. Именно развитие музыкального ритма формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать
1. Актуальность.
Актуальность данной темы определяется социальной значимостью проблемы воспитания активной творческой личности. Решение этой важной задачи начинается уже в дошкольном возрасте. Именно в детском саду происходит знакомство детей с танцем и их первое активное приобщение к этому виду творческой деятельности.
Предусматривается достаточно широкое использование танца в эстетическом воспитании детей и формировании у них творчества. И действительно, в танце становление творческих способностей у дошкольников может проходить чрезвычайно плодотворно. Это обусловлено сочетанием в единой деятельности музыки, движения и игры (драматизации) - трех характеристик танца, каждая из которых способствует развитию творчества воображения.
Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой образ, танец, если у него развито восприятие музыки, её характера, выразительных средств и если он владеет двигательными навыками.
Для развития танцевального творчества необходимо, чтобы ребёнок
- эмоционально отзывался на музыку,
- верил в необычную ситуацию,
- мог выполнить движения с воображаемыми предметами,
- свободно общался с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Активность детей в танцевальном творчестве во многом зависит от обучения музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
Почему же наши дошкольники при переходе к выполнению творческих заданий в танце испытывают огромные трудности, или отказываются импровизировать в танце, либо импровизируют на очень низком уровне, танцевальные композиции отличаются бедностью и однообразием.
Дети подражают друг другу, используя стереотипы движений; они скованны, неактивны, малоэмоциональны, нет полётности движений.
Арсенал движений, которым владеют дети, ограничен, преобладают основные движения (бег, прыжки) над танцевальными.
Проанализировав данную ситуацию, был сделан вывод, что главное средство формирования музыкально-двигательного творчества в танце – это обучение детей языку движений.
Почему же наши дети плохо запоминают и не имеют разнообразных навыков танцевальных движений, не могут использовать их в своей практике?
Каковы же проблемы?
• В процессе педагогической деятельности был выявлен недостаточный диапазон музыкально -ритмических и танцевальных движений предлагаемых программой, влияющих на развитие музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
• Обучению недостает продуманной систематичности, включающей специальные занятия.
• Нет системы работы по данному направлению.
Причины проблем:
• В процессе обучения дети механически заучивают движения, выразительные значения им не разъясняются.
• Кратковременность периодов обучения не позволяет запомнить образцы.
• Из-за долгой отработки каждого отдельного движения за весь период обучения дети успевают освоить лишь незначительное их число, (отсутствие накопления двигательного опыта).
• На занятиях не отводится время для обучения исполнительским навыкам ребенка.
• Недостаточное внимание и плохое оснащение развивающей (музыкально-двигательной) среды.
• Отсутствие навыков у родителей, чтобы уделить внимание движению детей под музыку, так как бессильны в данном виде деятельности.
• Отсутствие музыкального репертуара для танцевальных импровизаций.
• Нет продуманного плана обучения основным движениям (музыкально-ритмическим, танцевальным).
Проблема развития творческих способностей у детей состоит ещё и в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников музыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные природой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развиться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
Передо мной как педагогом встала проблема, какие методы, средства будут способствовать развитию творчества, умению импровизировать в танце у детей.
И поэтому, выбор темы продиктован необходимостью поиска новых путей к развитию у дошкольников музыкально-ритмических и танцевальных движений, формированию музыкального вкуса и культуры детей, а также поиском новых методов и форм коррекционного воздействия.
Проведенные диагностические исследования, направленные на выявление уровней развития у детей музыкальности, творчества и движений подвели к постановке общей цели инновации.
Цели и задачи.
Общая цель:
Развивать творческие способности детей старшего дошкольного возраста, потребность самовыражения в движении под музыку с помощью музыкально-ритмической и танцевальной деятельности, с учетом возможностей каждого ребёнка.
Задачи:
* Разработать систему работы по музыкально-ритмической и танцевальной деятельности.
* Обновить развивающую среду по данному направлению.
* Пополнить и подобрать дополнительный музыкальный репертуар для обучения детей танцевальным импровизациям и танцевальным движениям.
* Ориентировать педагогов и родителей на оказание помощи детям при работе в данном направлении.
Выполнение данных задач будет способствовать развитию у детей :
• Музыкальности :
- способность к воспроизведению музыки;
- умение чувствовать ее характер;
- понимать содержание.
• Заложит базу музыкально-ритмических и танцевальных умений и навыков для дальнейшей самостоятельной деятельности :
- научить основным танцевальным движениям;
- научить основным схемам построения в танце :
- развивать способность к импровизации в движении (с предметами и без них).
• Разовьет двигательные качества и умения:
- координацию движений, гибкость, пластичность;
- умения ориентироваться в пространстве;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений.
• Разовьет и поможет натренировать психические процессы:
- эмоциональную сферу и умение выражать эмоции в мимике и пантомимике;
- творческое воображение и фантазию.
• Приобщит дошкольников к языку танца, движений, разовьет способности видеть и понимать искусство.
• Разовьё т нравственно-коммуникативные качества личности:
- умение сопереживать другим.
- умение вести себя в группе во время движения в танце
2. Новизна педагогического опыта.
Степень новизны опыта заключается в комбинации элементов известных методов и дополнении их инновационными технологиями с применением музыкально-пластических средств обучения в форме сюжетных занятий. Особенность методики состоит во взаимопроникновении обучающих и творческих моментов в единый процесс обучения, который строится по принципу: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому творчеству.
Принципы педагогического опыта:
1. Создание непринужденной обстановки - дети себя чувствуют комфортно, раскрепощено;
2. Творческая направленность, результатом которого является самостоятельное создание ребёнком новых движений, основанных на использовании его двигательного опыта.
3. .Систематичность и последовательность.
Для полноценного физического совершенства я соблюдаю системность, непрерывность всего материала и повторение его на последующих занятиях. Усложнение выполнения творческих заданий : от простого к сложному.
4. Доступность и индивидуализация.
Музыкальный образ, характер, настроение музыкального произведения должны быть понятны детям. Например: музыка изобразительного характера — "Танец осеннего дождя", "Снежный вальс", «Весёлый зоопарк».
Продумываю движения для танцев, игр и этюдов, чтобы они были: доступными двигательным возможностям детей (с точки зрения координации движений, ловкости, точности, пластичности); понятными по содержанию игрового образа (например, для младших — мир игрушек, окружающей природы, персонажи популярных мультфильмов; для старших — герои волшебных сказок, переживаниями различных состояний и т. д.).
Планируя занятия, учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, его интересы и возможности.
5. Принцип наглядности.
Принцип тесно связан с осознанностью: то, что осмысливается ребёнком при словесном задании, проверяется практикой, воспроизведением движения, в котором двигательные ощущения играют важную роль.
6. Принцип партнерства – вовлечение воспитателей и родителей в воспитательно–образовательный процесс (открытые занятия, мастер-классы, праздничные утренники, концерты детей).
Моя работа построена на системе взаимодействия с воспитателями детского сада. Процесс проведения занятий носит более полноценный характер, если воспитатель является помощником и партнером в проведении занятия. Зная своих детей, педагог помогает отследить творческие процессы взаимодействия детей в коллективе, их эмоциональное состояние и оказать помощь в проведении индивидуальной работы. Для повышения музыкальной культуры педагогов провожу консультации по вопросам музыкального воспитания, практикумы, мастер-классы.