Римма Хасанова
Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы по теме: «Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников»
Мною была разработана программа по развитию творческих способностей старших дошкольников социально – педагогическими средствами музыкально-игровой деятельности.
Определены критерии развития творческих способностей старших
дошкольников :
Публикация «Музыкально-игровая деятельность как социально-педагогическое средство развития творческих способностей старших дошкольников» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
-интонационная и двигательная активность;
-музыкально-творческое воображение;
-игровое моделирование (в речи, движениях, ритме);
-самовыражение в групповых проектах.
Разработана модель развития творческих способностей старших
дошкольников. Основным аспектом модели развития творческих способностей детей является возможность использования процесса элементарного музицирования, в основании которого положены принципы развития творческих способностей старших дошкольников. Педагогическая модель направлена на раскрытие природных дарований ребёнка и открывает перспективы всестороннего развития личности. В контексте основных задач модель развития творческих способностей детей связана с характером тех изменений, которые происходят в процессе музыкально-игровой деятельности в самом субъекте (ребёнке, поэтому каждый элемент модели направлен на реализацию поставленных задач. Важным аспектом представленной модели является логическая интеграция общей структуры, содержания и процессуальных особенностей её комплексной реализации, определяющих возможность внедрения модели в педагогическую практику.
Это способствует более успешному развитию творческих способностей старших дошкольников, а также обеспечивает всестороннее и целостное развитие ребёнка в соответствии с его природой.
Активно в работе использую специальные задания, выявляющие степень развития искомых качеств и построенные на приёмах
«Зеркало», «Эхо», «Соло-тутти», «Рондо»; упражнения
«Мим», «Делай как я», «Игра с куклой-дирижёром».
Упражнения провожу в группе, где роль ведущего постоянно передается следующему участнику. Применение специальных приёмов дают возможность ребенку быть постоянно в роли ведущего, солиста, лидера. Цель применения приёмов в том, что ребёнок имеет возможность проявить свою активную позицию, удовлетворить свои потребности и желания. Так как все варианты, собственные сочинения и модели исполнения ребёнка не критикуются, принимаются и апробируются. В этой связи у педагога появляется возможность в каждом виде деятельности отслеживать любые проявления детей. Это отслеживание не вызывает у ребёнка излишней взволнованности, так как действия педагога по диагностированию ребёнка проходят в естественных условиях, не требуя индивидуального опроса.
В упражнении «Мим» ребёнку предлагаю повторить за ведущим участником мимическую картинку «маску», придумать свою «маску» и передать её следующему участнику. Цель игры заключается в спонтанном реагировании на «маску» партнёра и передачи своего состояния и настроения через новый образ своей «маски». В предварительной работе дети знакомились с мимическими картинками, на которых изображены лица с различными настроениями и характерами. В дальнейшей работе мимические картинки играют важную роль в развитии активного самовыражения, помогают детям эмоционально рассказывать сказки, стихи, тексты. Способность к распознаванию и пониманию чувств другого человека прямо зависит, от собственного эмоционального опыта, способности к выражению эмоций, навыка эмоционального уподобления.
Аналогично проводилось упражнение по передачи ритмического рисунка звучащими жестами или игрой на палочках. Один участник-ведущий показывает свой ритмический рисунок хлопками: ти-ти, та-та-та, все повторяют. Следующий участник придумывает другой ритм и передаёт его звучащими жестами, ударами палочек или любыми звуками ( можно использовать звуки окружающих предметов: стола, стульев, стены, пола, батареи и т. д.). Цель данного упражнения в том, что ритмический рисунок
может состоять всего из двух или даже одного звука. Ребёнок понимает, что любой вариант исполнения принимается, тем самым, даже не активные и закрепощённые дети получают возможность проявлять себя. Сегодня ребёнок один раз топнул и хлопнул, а завтра у него появится самый первый, самый важный вариант собственного сочинения.
Аналогично провожу упражнение по повтору танцевального движения. Если опыт детей в танцевальном исполнительстве не достаточно сформирован, тогда предлагала для показа использовать любые движения частями тела: головой, рукой, ногой и т. д. Основной целью этого упражнения является пробуждение или восстановление способности к спонтанному движению. Здесь поощряются свободные, оригинальные движения. В последствие образные этюды-превращения или коммуникативные танцы под специально подобранную музыку способствуют совершенствованию навыков социального поведения детей в группе.
В игре с куклой-дирижёром дети должны повторить интонацию голоса куклы, которая находилась в руках участника-ведущего и приветствовала всех словом «здравствуйте», тем самым продемонстрировать свои речевые способности. Упражнение на развитие речевых интонаций служило своеобразной подготовкой голоса к пению, распевкой. Цель упражнения заключается не только в развитии интонационного смысла музыки и речевых интонациях, но и в развитии предпосылок умения импровизировать.
Успешность программы подтверждается результатами педагогической диагностики:
-достоверно улучшаются показатели развития творческих способностей старших дошкольников, повышается степень активности детей в процессе музыкально-игровой деятельности, развивается творческое воображение, умение последовательно реализовывать поставленные цели через музицирование и моделирование изучаемых объектов, повышается степень самовыражения, самореализации личности;
-развитие творческих способностей происходит более активно у детей экспериментальных групп ;
-общее эмоциональное состояние детей имеет тенденцию оптимизации;
- выявлены значительные положительные изменения в содержательном характере воспитательного процесса, определяющие изменение во взаимоотношениях педагога и ребёнка. Формируется положительная самооценка дошкольника.