Папки-передвижки

Открытый урок «Музыка на все времена» для учащихся старших классов, посвящённый Международному Дню музыки

Казьмина Эльвира Иосифовна
Открытый урок «Музыка на все времена» для учащихся старших классов, посвящённый Международному Дню музыки
▼ Скачать + Заказать документы

Цель занятия: расширение представлений обучающихся о музыке, в частности, о русской музыке и русском балете; формирование умений работать с информацией, высказывать и аргументировать свое мнение; развитие эмоционального интеллекта.

Формирующиеся ценности: самореализация, развитие, мечты.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: Беседа. Занятие предполагает также использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ информации, групповую работу.

Публикация «Открытый урок „Музыка на все времена“ для учащихся старших классов, посвящённый Международному Дню музыки» размещена в разделах

Комплект материалов:

сценарий,

видеоролики,

презентационные материалы,

Структура занятия

Часть 1. Мотивационная.

Вступительное слово учителя. Обсуждение музыкальных предпочтений обучающихся.

Часть 2. Основная. Организация деятельности обучающихся.

Актуализация и применение знаний о музыке и балете.

Часть 3. Заключение. Рефлексия.

Рефлексия, краткое обобщение материалов занятия.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная часть (до 10 минут)

Звучит «Праздничная увертюра» Д. Д. Шостаковича.

- Какие эмоции у вас вызвала музыка? (Ответы учащихся)

Лавренюк Г. Н. - Ребята, кто знает, когда отмечается День музыки?

(1 октября) А кто был инициатором этого праздника?

«Музыка – это стенография чувств» говорил Л. Н. Толстой. И действительно, какие мудрые слова! Музыка сопровождает нас всю жизнь, с рождения, когда мы слышим колыбельные мамы. Мы бодро напеваем, когда на душе весна. Включаем классику, слушаем романсы, блюзовые мелодии, если нам грустно. Слушаем именно то, что нам по душе.

Как многогранна музыка! Как юно

Она, звуча сквозь времени пласты,

В сердцах людских, затрагивает струны

Любви, печали, памяти, мечты!

Музыка побуждает нас говорить

Когда мы воспринимаем ухом ритм и мелодию,

у нас изменяются душевное настроение, - говорил древнегреческий философ Аристотель.

Часть 2. Основная часть (до 15 минут)

Лавренюк Г. Н. Сегодня мы начали «Разговор о важном» с «Праздничной увертюры» всемирно известного композитора, нашего соотечественника — Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906-1975).

В этом году Россия отмечает 115-летия со дня его рождения.

Справочно: В первые месяцы войны Дмитрий Шостакович работал профессором в консерватории. Фронт был все ближе, и композитор записался в добровольную пожарную дружину – тушил зажигательные бомбы. В это время Шостакович писал одну из самых известных своих симфоний – Ленинградскую. Автор закончил ее в эвакуации в Куйбышеве в конце декабря 1941 года.

Как вы думаете, почему симфония Дмитрия Шостаковича имеет название «Ленинградская»

О ком рассказал композитор нам, наследникам Победы?

Шостакович писал: «Подлинная культура всегда служит миру. Чем больше человек прочтет книг, чем больше увидит фильмов, чем больше музыки послушает, – тем яснее ему станет великая ценность нашей культуры, тем большим преступлением покажется ему покушение и на культуру и на самого человека»

Сегодня его музыка как никогда современна, потому что в его творчестве мощно и на весь мир прозвучала тема героической битвы нашего народа с фашизмом в годы Великой Отечественной войны и тема борьбы за мир. О своей Седьмой симфонии композитор писал так: «Она о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества над врагом, о величии нашего народа, о нашей прекрасной природе, о гуманизме и красоте»

Страна, в которой в суровые годы создавали бессмертные произведения высокого духа, – непобедима! – это утверждение актуально и сегодня.

Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича стала духовным памятником защитникам Отечества. Ее назвали «Симфония Победы», «Симфония мужества»

9 августа 1942 г. в зале филармонии состоялось исполнение Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Она транслировалась на весь город по радио и громкоговорителям. Её слышали не только жители города, но и немецкие войска, осаждавшие Ленинград.

Выходят два чтеца. Звучит русская тема из симфонии.

На фоне музыки читают тихи ученица 10 класса Пархоменко Анастасия читает строки Ольги Берггольц:

Это был голос её героических защитников:

Нас, граждан Ленинграда,

Не поколеблет грохот канонад,

И если завтра будут баррикады-

Мы не покинем наших баррикад.

Ученик 11 класса продолжает читать стих-ие А. Ахматовой

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне,

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями горькими лечь.

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим о от плена спасём

НАВЕКИ!

Лавренюк Г. Н. Как вы думаете, зачем нужен был этот концерт блокадникам, ведь зал филармонии оказался переполнен слушателями? Ответы обучающихся.

- Послушайте, как музыка отражает стойкость и героизм. Эта музыка завещана нам, потомкам Победы.

Силу отечественной музыки пусть и сегодня слышат во всем мире, что Музыка не имеет границ, она принадлежит всем людям в мире. Создавалась музыка, чтобы научить людей стать сильнее духом и жить по законам чловеколюбия, добрососедства всех народов, населяющим один прекрасный голубой шар.

- Эта история экранизирована, кому интересно, можете посмотреть российский художественный телесериал режиссёра Александра Котта «Седьмая симфония».

Сегодня на перемене после урока «Разговора о важном» по школьному радио прозвучит два фрагмента классической музыки : «Праздничная увертюра» Дмитрия Шостаковича и «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра.

Казьмина Э. И. Ребята, а есть еще музыкальные стили, направления и жанры, которые ассоциируется с конкретной страной. Например, итальянская (опера, американский (джаз, русский (балет)

История балета насчитывает более 500 лет. Это сложный жанр, в создании которого принимают участие многие творцы.

Подскажите, кто именно?.

1. Литератор, который создаёт интересный литературный сюжет.

2. Композитор, который создаёт музыку.

3. Балетмейстер – постановщик танцев.

4. Художник-декоратор и костюмеры, создающий реальную картину происходящих событий.

История русского балета связана с развитием русской классической музыкой. Назовите композитора, который написал три балета на сюжеты сказок?.

Назовите один из балетов Петра Ильича Чайковского.

Какие темы звучали в его балетах?.

В балете «Щелкунчик»Чайковский раскрыл светлый мир детских грёз.

В балете «Лебединое озеро» звучит тема любви, побеждающая зло.

Русский балет навеки вошел в мировую сокровищницу культуры. Уникальность этого жанра в том, что здесь музыка переплетается с другим видом искусства. Это синтез музыки и пластического движения, танца. Демонстрация видео (видеофрагмент балета «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева)

Творческая биография его начиналась интересно и бурно. Двадцатилетний композитор сразу же приобрёл известностью. Он пришёл в искусство с новыми идеями и пониманием, как сочинять музыку. В музыка Прокофьева была по духу близка творчеству Владимира Маяковского, которые относились друг к другу с симпатией.

Прокофьев много лет выступал как композитор в странах Европы, на сценах ставились его оперы и балеты. В годы за границей его творческая душа стремилась на Родину. Он был счастлив вернуться и создавать новую культуру.

Свой балет «Ромео и Джульетта» Прокофьев закончил в 1936 г. Композитор вложил в музыку много тепла и сострадания, обогатил понимание Шекспировской трагедии, подчеркнув ее глубокий смысл. Балет «Ромео и Джульетта»— это целый мир, в котором главной темой стали духовность, нравственность и любовь к жизни.

Лавренюк Г. Н. В пятницу мы посетили современную постановку, спектакль «Ромео и Джульетта» в театре «ФЭСТ» в г. Мытищи.

- Есть ли что-то общее?

Видидеофрагмент «Девочка Джульетта»

- А девочка Джульетта? Сходство в балете и спектакле?

Справочно:

Балет пришел в Россию из Франции и за очень короткое время стал любимым зрелищем многих российских императоров.

В XVIII веке русские аристократы и сами осваивали искусство танца, чтобы участвовать в ассамблеях, балах. О балете писали русские поэты.

Так же как Петергоф создавался по образцу Версаля, но значительно превзошел его по роскоши и великолепию, так и русский балет, опираясь на традиции, канонизированные при дворе короля Людовика XIV, был доведен до совершенства на сцене российских императорских театров.

Русский композитор Петр Ильич Чайковский, автор известных на весь мир балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик». «Лебединое озеро» - самый известный балет из всего мирового балетного репертуара.

Каждый год в декабре главные театры мира, от «Ла-Скала» до Венской оперы, дают своего «Щелкунчика». Ажиотаж доходит до того, что билеты на «Щелкунчик» зрители во всем мире покупают за год.

Первым неклассическим, а потому считавшимся «некрасивым» балетом стал «Петрушка» И. Стравинского.

Проходит всего два десятилетия, и эпатаж Стравинского сменяется «новой классикой» С. Прокофьева.

Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» стал первым опытом постановки на балетной сцене трагедии (не сказки, не мифа, но трагедии во всей полноте и сложности жанра).

В Европе распространилось нечто вроде «лихорадки “Ромео”» : все ведущие хореографы считали своим долгом поставить балет Прокофьева — и волей-неволей в отдельных чертах повторяли московский спектакль.

Музыка, театр – живое искусство. Вслед за этими мастерами пришли другие великие композиторы и балетмейстеры, балерины и танцовщики, чьи имена известны во всем мире.

Казьмина Э. И. А вы любите балет? Почему?

Какие из балетов вы видели? Каких композиторов, сочинивших музыку для знаменитых балетных постановок, вы знаете?

Часть З. Заключительная. Рефлексия (до 5 минут)

Что вы узнали нового сегодня?

Какие чувства вызвали у вас классическая музыка?

Отгадайте фотографии из разных балетов

Русский балет, ставший достоянием мирового искусства, продолжает завоевывать все новых поклонников.

Сегодня все русское находится под запретом из-за сложной политической и экономической обстановки в мире. Музыка как часть духовной культуры — тоже, к сожалению, не исключение. А значит, Музыка, которая принадлежит Отечеству и народу, сегодня стала знаменем мира и свободы.

В конце звучит «Песня о мире» Д. Д. Шостаковича

Публикации по теме:

Сценарий диспута «Спор о вреде курения» для учащихся старших классов «Спор о вреде курения» возраст (14–16 лет) Цель: - Показать учащимся пагубное воздействие никотина на организм человека, развеять миф о.

Консультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыкиКонсультация для родителей «Музыкальное воспитание и роль музыки в жизни ребёнка», приуроченная к Международному Дню музыки Музыка является одним из средств художественного, нравственного и эстетического воспитания детей. Сила музыкального воздействия на человека.

Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия»Открытый урок по географии для учащихся 7 класса «Австралия» Разработка открытого урока Тема урока: Австралия: образ материка. Дидактическая цель: создание условий для осознания и осмысления системы.

Конспект беседы для учащихся 1–5 классов в лагере дневного пребывания «Петровский урок»Конспект беседы для учащихся 1–5 классов в лагере дневного пребывания «Петровский урок» ПЕТРОВСКИЙ УРОК Этот урок был проведен в Лагере дневного пребывания среди учащихся 1-5 класса (12 человек). Мои юные художники приятно.

Роль дополнительного образования в профессиональном самоопределении учащихся старших классов Л. М. Ахремкина Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №26» г. Дзержинск Нижегородской области Если говорить о.

Сценарий школьной агитбригады для учащихся старших классов «ЗОЖ» Молодежь (песня Трофима) 1. Мы не сделали революции Да мы знаем, что это сложно. Мы изменим нашу жизнь к лучшему, Мы – Россия, мы это.

Сценарий развлечения «С днем рождения, Музыка» к международному Дню музыки Сценарий развлечения «С днем рождения, МУЗЫКА» К международному дню музыки. Цель: Прививать любовь к музыке, к пению. Развивать музыкальные.

Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России»Урок-игра в летнем лагере для учащихся начальных классов «Чудеса России» Праздничное путешествие «Чудеса России» (урок-игра в летнем лагере, для детей 8-12 лет) Цель: способствовать формированию у детей младшего.

Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка»Урок музыки в первом классе «Дом, в котором звучит музыка» Урок музыки 1 класс. Тема урока: «Дом, в котором звучит музыка» Раздел: «Музыка и ты» Учитель музыки: Иванищева Наталья Николаевна.

Урок музыки в 1 классе «Музыка осени» МУЗЫКА ОСЕНИ Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Открытый урок «Музыка на все времена» для учащихся старших классов, посвящённый Международному Дню музыки
Опубликовано: 13 ноября 2023 в 20:08
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Открытый урок «Музыка на все времена» для учащихся старших классов, посвящённый Международному Дню музыки» (включая файлы) размещена пользователем Казьмина Эльвира Иосифовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД