Исакина Ольга
Урок музыки в 1 классе «Музыка осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: помочь войти в мир красоты осенней музыки с чувством сопричастности к природе, связать жизненные впечатления детей с художественными образами.
Планируемые результаты:
предметные: научатся слушать мотивы осенних мелодий, узнавать на слух и называть музыкальные произведения, рассказывать о содержании прослушанных музыкальных произведений, о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия» и «аккомпанемент»;
Публикация «Урок музыки в 1 классе „Музыка осени“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Осень. Материалы для воспитателей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание.
Ход урока
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы узнали, что у музыки есть душа. Как ее зовут? (Мелодия.) Верно, именно мелодия помогает нам узнать знакомую музыку и понять главную мысль музыкального сочинения. Вместе с Музой мы путешествовали по страницам «Детского альбома». Кто помнит, кем создан этот сборник? (П. И. Чайковским.) Названия каких пьес вы запомнили? («Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков», «Вальс».)
II. Сообщение темы урока.
– Откройте учебник на странице 16.
– Обратите внимание, в каком образе появилась на этом развороте наша Муза. Сегодня она хочет, чтобы мы отправились на прогулку. Но куда? Отгадайте загадку:
Вот художник так художник, все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим, кто художник этот? (Осень.)
– Мы отправляемся в осенний лес. Как вы думаете зачем? (Ответы учащихся.) Слушать музыку осени. Тема урока так и звучит : «Музыка осени».
III. Работа по теме урока.
1. Беседа.
Вы слышали музыку осени? (Ответы учащихся.) Тогда отправляемся на прогулку. Обратите внимание, какая сегодня погода? (Солнечная или пасмурная.)
– Расскажите, какой бывает осень? (Ветреной, дождливой, пасмурной, ранней, яркой, поздней.)
– Вспомните стихи или рассказы о приметах осени, с которыми вы знакомились на уроках чтения в школе или дома с родителями. (Рассказы учащихся.)
– Осень как время года, осенние пейзажи русской природы привлекали многих композиторов.
2. Слушание музыкальных произведений.
– Послушайте пьесу. Какую осень нарисовал русский композитор Г. Свиридов музыкальными красками?
Звучит «Осень» Г. Свиридова.
– Какими музыкальными красками нарисована музыка осени? (Серыми, нежными, прозрачными.)
– Почему вы так думаете? Как звучала музыка? (Спокойно, грустно, плавно, нежно.)
– Звучание каких музыкальных инструментов помогло увидеть картину осени? (Скрипка.)
– Какими чувствами наполнена эта музыка? Передает ли эта музыкальная зарисовка природы определенное состояние души человека, любующегося красотой осени, золотой, яркой, солнечной, или переживающего состояние грусти, уныния, тоски при виде туч, дождя, серых красок? (Да, состояние человеческой грусти и уныния.)
3. Работа с поэтическим текстом.
– Послушайте стихотворения и подумайте, какое из них по настроению близко этой музыке?
Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца.
А. Плещеев
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
А. Пушкин
Осень, осень, в гости просим.
Осень, осень, погости неделек восемь
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.
(Из русского фольклора.)
– Какое же стихотворение по настроению близко музыке, которую мы слушали? (Первое стихотворение.)
– Почему? Какое настроение передает это стихотворение? (Скучное, унылое.)
– Ребята, а что происходит осенью с деревьями? (Опадают листья.) Верно, начинается листопад. Давайте превратимся в осенние листочки, кружащиеся в удивительном танце, который еще никто не видел, потому что вы его сами сейчас придумаете.
4. Импровизация.
Учитель раздает листья, дети танцуют под звучание произведения Ф. Листа «Шелест листвы».
– А теперь я попрошу вас замереть в какой-нибудь произвольной позе – превратиться в красивый осенний лист.
– Молодцы! Какой красивый листопад у нас получился. Присаживайтесь на свои места, а листочки положите на парту.
– Давайте узнаем, что же заставляет листья кружиться.
5. Вокально-хоровая работа.
– Послушайте небольшую попевку.
Листья желтые летят, скоро голым будет сад.
Тут их ветер подхватил, в легком танце закружил.
Листья желтые летят, скоро голым будет сад.
Ветер дунул свысока и унес их в облака.
– Что заставляет листья кружиться? (Ветер.)
– Когда я пою строчку «Листья желтые летят, скоро голым будет сад», куда движется мелодия? (Вниз.)
– Как вы думаете почему? (Мелодия изображает, как падают листья.)
– Куда движется мелодия, когда я пою строчку «Ветер дунул свысока и унес их в облака»? (Вверх.)
– Почему? (Мелодия изображает, как ветер несет листья высоко под облака.)
– Давайте разучим эту попевку.
– Встаньте, ребята. Вы снова превратитесь в листочки, но кружиться будете уже в парах, которые вы сами образуете произвольно, кто с кем встретится и захочет танцевать. Возьмите свои листочки и кружитесь в танце.
6. Импровизация.
Дети танцуют под звучание произведения Ф. Листа «Шелест листвы».
– Ребята, замрите, присев на пол в какой-нибудь позе, ведь листочки все равно опускаются на землю. Положите свои листочки на пол, и вы увидите, какой красивый ковер лежит у нас под ногами. Какой чудесный ковер!
– Посмотрите, какие тучи набежали и повисли над нашим лесом. Ребята, а что происходит, когда на небе появляются такие тучи? (Начинается дождь.)
7. Слушание музыкальных произведений.
– Давайте послушаем песню «Дождик» и узнаем, как звучит его песенка.
Звучит песня О. Юдахина «Дождик».
– Как звучала песенка дождика? (Весело, легко.)
– Кто исполнял песенку о дождике? (Дети.)
– Как стучит дождик? (Кап-кап.)
– Послушаем еще раз песню «Дождик» и попробуем изобразить сам дождик, пропевая слова «кап-кап» и хлопая ритмично в ладоши.
Исполняют песню О. Юдахина «Дождик».
– Почему птицы осенью улетают на юг? (Холодно, идут дожди.)
– А когда они возвращаются обратно? (Весной.)
– Послушайте песню и скажите, о какой птичке в ней поется.
Звучит песня Т. Попатенко «Скворушка прощается».
– О какой птичке пелось в песне? (О скворце.)
– Как ласково называет ее автор? (Скворушка.)
– Рассмотрите иллюстрацию к этой песне в учебнике на странице 17.
– Как вы думаете, какую песню пел скворушка? (Ответы учащихся.)
– До какой поры прощается с нами скворушка? (До весны.)
– Какие чувства выражены в музыке? (Грусть, тоска.)
– Какими интонациями изображены капли дождя? (Ответы учащихся.)
– С каким настроением вы будете петь эту песню? (Грустно.)
8. Вокально-хоровая работа.
Разучивание песни Т. Попатенко «Скворушка прощается».
IV. Итог урока.
– Ну что же, пора нам возвращаться в класс. Вам понравилась наша прогулка в осенний лес? (Ответы учащихся.)
– Где можно услышать музыку осени? (В шелесте листвы, шуме дождя, завывании ветра.)
– Как звучит музыка осени в произведениях композиторов? (Ответы учащихся.)
– Какое из музыкальных произведений понравилось бы Музе больше всего и почему? (Ответы учащихся.)
Домашнее задание. В альбоме «Музыкальная шкатулка» нарисовать музыку осени.