Семенова Наталья Ивановна
Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Организация опытно- экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»
Слайд 1 Главной своей задачей в работе считаю выбор наиболее эффективных методов и приемов организации дошкольников, которые позволили бы максимально использовать индивидуальные возможности каждого ребенка, создать ситуацию успеха.
Публикация «Организация опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в направлении опытно-экспериментальной деятельности, очень эффективен. Такой инновационный метод, достаточно сильно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков.
Слайд 2 Практика работы с дошкольниками показывает, что дети очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания.
Слайд 3 Учитывая практическую значимость для всестороннего развития ребёнка, мною была выделена цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Слайд 4 Для достижения поставленной цели мною были определены задачи:
1. Создать условия для экспериментальной деятельности;
2. Способствовать развитию психических процессов
3. Развивать умение детей следовать определё нной структуре проведения эксперимента:
постановка, формулирование проблемы
выдвижение предположений,
отбор способов проверки предложений, выдвинутых детьми;
проверка гипотез;
подведение итогов, выводы, фиксация результатов.
4. Развивать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов (микроскоп, лупа, чашечные весы, песочные часы и т. д.)
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов
6. Развивать социально- личностные качества: коммуникативность, самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль.
Слайд 5 В своей работе по опытно-экспериментальной деятельности я выдвинула три основных направления:
1. Создание предметно-развивающей среды по экспериментированию.
Для этого в группе был создан уголок «Хочу всё знать!», где созданы условия для совместного и самостоятельного экспериментирования, развития поисковой активности детей.
Слайд 6 2. Организация работы с детьми
В данном направлении реализую в следующих трё х блоках педагогического процесса:
• Это использование опытно-экспериментальной деятельности в образовательных областях (НОД);
При проведении НОД у детей вызываю интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.
Слайд 7 • 2 БЛОК. Свободная самостоятельная деятельность детей.
В процессе самостоятельной деятельности привлекаю детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?
Слайд 8 • 3 БЛОК. Совместная деятельность взрослого с детьми, а также ребёнка со сверстниками.
В совместной деятельности – закрепляем полученные ранее представления.
В своей работе приоритет отдаю игровым формам, как ведущему виду деятельности детей дошкольного возраста.
При проведении экспериментальной деятельности использую как традиционные методы, так и инновационные.
Слайд 9 Традиционные методы, которые прошли проверку временем и широко применяются:
Наглядные (наблюдения за живыми объектами и явлениями природы, рассматривание иллюстраций, энциклопедий).
Словесные (беседы, художественное слово, чтение художественной литературы)
Практические методы (эксперименты и опыты, дидактические и развивающие игры)
Трудовые поручения, действия.
Инновационные методы.
- Метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы.
- Применение компьютерных мультимедийных средств обучения, что стимулирует познавательный интерес дошкольников.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Выводы делаем в словесной форме, а иногда избираем другие способы, например, формирование результатов графически, т. е. оформление в рисунках, схемах.
Оформляем огороды на окне, коллекции семян, дневники наблюдения.
Слайд 10 Третье направление- это Организация взаимодействия с семьями воспитанников.
• Организую для них консультации,
• Рекомендаций по проведению опытов с детьми в домашних условиях,
• Родительские собрания по данной теме.
• Привлекаю родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта.
• В подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.
Свой опыт работы я распространяю среди коллег. Участвую в работе семинаров-практикумов, конференций, конкурсах, публикую материал из опыта работы.
Я провожу с детьми опытно-экспериментальную деятельность с применением следующих методик:
1. Методика детского экспериментирования Рыжова, Л. В.
2. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста Тугушева, Г. П.
3. Методика Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности».
Применение данных методик положительно сказалось на развитии познавательного интереса детей к экспериментальной деятельности.
Актуальность опытно-экспериментальной деятельности очевидна : такой инновационный метод обучения достаточно мощно направляет свою работу в сторону усвоения детьми необходимых навыков и умений, дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить свою любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Слайд 4 В результате этого:
дети получают реальные представления о различных изучаемых объектах и их взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
-идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы;
-развивается речь;
-происходит накопление фонда умственных умений.
-формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;
-развивается эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.
Важно помнить, чем бы мы ни занимались с детьми, о чем бы ни рассказывали – всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И именно это отношение и будет определять, на что в будущем ребё нок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.
Слайд 12 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!