Марухина
Эссе «Мое представление о безопасности образовательной среды дошкольной организации»
▼ Скачать
Вопрос об обеспечении безопасности в различных сферах деятельности в настоящее время приобретает всё большую актуальность. Относится это и к образовательным организациям, в том числе и к дошкольным. Хотелось бы даже подчеркнуть – особенно дошкольным.
Поскольку именно в дошкольном возрасте идёт всестороннее развитие личности ребёнка. В это время закладываются основы нравственного и этического воспитания, формируются социально важные качества личности, определяется направление дальнейшего развития морально-волевой, эмоциональной и интеллектуальной сторон личности.
Публикация «Эссе „Мое представление о безопасности образовательной среды дошкольной организации“» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Безопасность образовательной среды в ДОО определена и в главных документах, регламентирующих порядок предоставления услуг в детских садах. ФГОС провозглашает создание безопасной образовательной среды в ДОО как одно из приоритетных направлений деятельности педагога, который обязан производить «охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы».
Таким образом, перед педагогом дошкольной образовательной организации встаёт ряд задач, посредствам реализации которых может быть выполнено требование ФГОС об обеспечении безопасной образовательной среды.
Думается, что основными источниками угроз является педагогический коллектив ДОО, который ежедневно вступает во взаимодействие с ребёнком. Именно от психолого-педагогических знаний воспитателя зависит качество обеспечения безопасности. Главными критериями безопасности в психологическом плане являются доверительные и доброжелательные отношения ребёнка и взрослого, свободные от проявления агрессии, манипулятивности, враждебности и конфликтов. Следует отметить, что на указанных принципах должно реализовываться и взаимодействие ДОО с родителями или законными представителями ребёнка.
Несомненно, сам образовательный процесс должен быть нацелен на всестороннее развитие воспитанника ДОО. Педагогу важно понимать, что ребёнок является активным участником образовательных отношений. Следует постоянно учитывать его потребности (в творческой деятельности, в общении со сверстниками и т. п., стимулировать познавательную активность. В этом плане педагогу просто необходимо избирать для работы только те методы и приёмы, которые повысят мотивацию ребёнка к творческой и познавательной деятельности.
Безопасность образовательной среды, безусловно, зависит и от уровня квалификации сотрудников ДОО. В работу должны быть вовлечены не только воспитатели, но и заведующие, заместители заведующей по ВМР, музыкальные руководители, инструктор по физической культуре, логопеды, дефектологи, медицинские сестры и др. Наличие специалистов различных областей поможет организовать безопасную и психологически комфортную образовательную среду в дошкольной организации.
Кроме того, требуется постоянная проверка учебных пособий и игрушек, которые задействованы в образовательном процесс, на предмет безопасности информации.
Кроме того, уровень безопасности образовательный среды зависит и от материально-технической оснащённости дошкольного учреждения. Наличие отдельных помещений для активных игр, спортивного зала, приёма пищи и сна оказывается одним из критериев образовательной безопасности.
Таким образом, безопасность образовательной среды в дошкольной организации базируется на следующих принципах: во-первых, соответствие ДОО требованиям, предъявляемым ремонтирующих документах; во-вторых, соответствующей квалификации членов педагогического коллектива (сюда включаются как требования к уровню образования, так и личностные качества человека, осуществляющего взаимодействие с детьми); в-третьих, высокая материально-техническая оснащённость помещений ДОО, соответствие пособий и игрушек требованиям о безопасности информации; в-четвёртых, постоянный учёт со стороны педагогов образовательных потребностей ребёнка; и в-пятых, это налаживание взаимодействия между образовательной организацией и родителями (законными представителями, заключающаяся в информировании по вопросам безопасности образовательной среды в дошкольной организации.