Ирина Т
Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
«Теремок» г. Николаевска Волгоградской область
Мастер-класс
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
1. Продемонстрировать нетрадиционные приемы в развитии речи детей раннего возраста.
2. Показать, как можно использовать эти приемы в деятельности детей.
Публикация «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» май 2022
3. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.
Практическая значимость:
Данный мастер класс направлен на деятельность педагогов, работающих по теме «Развитие речевой активности у детей раннего возраста посредством малых фольклорных форм и пальчиковых игр».
И сегодня хочу провести с вами мастер класс по теме: «Многообразие фольклора в развитии речи детей раннего возраста».
Что же такое фольклор?
Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.
Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.
Устное – из уст в уста.
Народное – автор – народ.
Творчество – создано в результате труда.
Устное народное творчество:
Скороговорки
Загадки
Пословицы и поговорки
Потешки
Считалки «Вышел месяц из тумана, вынул ножик из кармана – буду резать, буду бить,всё равно тебе водить»
Дразнилки: «Рева-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
Мерилки: «Мерись, мерись…»
Русские народные сказки
Народные игры
Представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей раннего возраста.
С их помощью можно развивать :Грамматический строй речи
Звуковую культуру речи
Обогащать словарь
Фонематический слух
Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников.
Кто пробовал – знает, как нелегко придумать игру с малышом, которому нет и двух лет. Вот тут и помогаю игры с пальчиками! Сгибая и разгибая пальчики в игре, мы тренируем их, массируем, а зарядка для пальчиков – это успехи в развитии речи, а значит – ума (этот пальчик дедушка, подставляй ладошку, рыбки и т. д.)
Цель потешек – развеселить, добиться от ребенка ответной реакции.
Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка, порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю.
И действительно, ласковый говорок прибаутка, вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.
А вот потешки, в которых имеются игровые приемы («Ладушки», «Идет коза рогатая», «Поехали, поехали.») они вызывают потребность вступить в эмоциональный контакт со взрослым.
Потешки с самомассажем «На лугу…»
Учим умываться создавая у детей положительные эмоции:
-Водичка, водичка…
С помощью потешек также изучаем части тела:
Ложка, ложка,
Помоги немножко.
Кушать хочет ротик
А еще животик.
На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:
- Тра-та-та! Тра-та-та! Рада снегу детвора!
- Тра-та-та! Тра-та-та! Лепим мы снеговика!
- Ком на ком поставили, глазки подведём,
- Нос-морковку вставим, шапочку найдем.
- Вот какой снеговичок, толстый белый пухлячок!
- Собирая детей на прогулку, замечая, то или другое природное явление:
- Солнышко- ведрышко
- Взойди поскорей,
- Освети, обогрей
- Телят да ягнят,
- Еще маленьких ребят!
- Во время кормления:
- Умницы, детки
- Ешьте кашку сладеньку-
- Вкусную, душистую,
- Мягкую, пушистую.
Интонация голоса в одних случаях успокаивает его, в других – бодрит. Например, колыбельные песни оказывают усыпляющее воздействие, не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю».
Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участиемрук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше
запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша. Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал,
умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной.
-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.
А сейчас поиграем:
Сказки
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Данный вид работы позволяет любому ребёнку почувствовать свою успешность, приобщает его к богатствам русского языка, формирует связную речь на лучших образцах литературного языка.
А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти картинки?
1.«Соедини несоединимое».
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, избушка. («Заюшкина избушка»).
-Печка, яблоня, гуси. («Гуси- лебеди»).
Молодцы!
2. «Угадай-ка».
- Дети вам необходимо ответить на такие вопросы:
1) Какую песенку пел Колобок?
2)Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда?
3. «Определи сказку».
Например:
1)Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
Сделался милой, красивой, пригожей. (Царевна-лягушка)
2)Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3.«Дополни имя»
У некоторых сказочных героев двойные имена.
Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь о каком сказочном
герое идет речь?
Василиса - ….(Премудрая, Братец - ….(Иванушка,
Сестрица - ….(Аленушка, Кощей -. (Бессмертный,
Иван - ….(Царевич, Елена -….(Прекрасная).
4.«Волшебный клубок»
Назовите волшебные принадлежности из сказок, передавая клубочек друг другу.
(волшебная палочка,сапоги-скороходы,скатерть-самобранка, ковер
самолет, волшебный клубок, шапка-невидимка)
Ни для кого не секрет, что малыши очень любят хороводные игры. Они помогают поддержать доброжелательные отношения между детьми. Дети учатся действовать согласованно и слаженно, также учатся координировать и соотносить свои движения с движениями других.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам поводить хоровод.
Хороводы:
«Каравай»
Цель игры: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, воспитывать понимание различной величины предмета, развивать речевую и двигательную активность.
Как на Машины именины
Испекли мы каравай:
Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)
Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)
Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)
Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Я люблю, признаться, всех,
А Машу больше всех.
«Зайка шел»
Возьмитесь за руки, образуя круг. Идите по кругу, приговаривая слова:
Зайка шел, шел, шел,
Морковку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Капустку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
Зайка шел, шел, шел,
Картошку нашел,
Сел, поел и дальше пошел.
На словах «сел» - останавливайтесь и присаживайтесь на корточки.
Малые формы фольклора представляют собой прекрасный речевой материал.
Умелое использование, которого позволяет педагогам установить прочную связь с ребёнком, помогает принять ребёнку окружающую действительность и взаимодействовать с ней.
А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание.
Спасибо за внимание!