Мусаева Майя
Консультация «Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников № 16 «Малышок»
ТЕМА: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Подготовила воспитатель:
Мусаева М. З.
Серпухов 2019
Публикация «Консультация „Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Мнемотехника
Мнемотехника – в переводе с греческого означает «искусство запоминания». Это система методов и приемов, которая обеспечивает результативное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. А так же знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники можно решать следующие задачи:
1. Развивать связную и диалогическую речь.
2. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.
3. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами.
4. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов (Слайд 2) поэтапно переходим к мнемодорожкам (Слайд 3) и позже – к мнемотаблицам. (Слайд4)
Самый простой вид мнемотехники – это картинка.
Мнемоквадрат. (Слайд 2)
Это понятная картинка, изображающая одно слово, словосочетание или короткое предложение.
Мнемодорожка. (Слайд 3)Задача ребёнка при использовании мнемодорожки — найти что-то общее между картинками. За освоением мнемоквадрата идёт мнемодорожка – четыре и более картинок на одном квадрате, обозначающие последовательность действий.
Другой вид мнемотехники - это мнемотаблицы. (Слайд 4)
Мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно- наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблица может быть нарисована от руки или составлена из картинок, как коллаж. (Слайд 5) На начальном этапе обучения, лучше рисовать небольшие по объему таблицы-ленты, расположив 3-4 картинки в ряд.
Схемы служат для детей своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогая детям выстраивать:
– строение рассказа,
– последовательность рассказа,
– лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотаблицы- это схемы которые служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их можно использовать для:
– обогащения словарного запаса,
– при обучении составлению рассказов,
– при пересказах художественной литературы,
– при отгадывании и загадывании загадок,
– при заучивании стихов.
Например, для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использовать можно модельные схемы, мнемотаблицы по блокам “ Зима”, “ Весна”, “ Лето”, “ Осень” (Слайд 6,7).
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе нужно предлагать готовый план – схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание – это анализ. Что ребенку очень трудно. Важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
– модель должна отображать обобщённый образ предмета;
– раскрывать существенное в объекте;
– замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Таким образом, умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения на занятиях. Подводя итоги можно констатировать следующее :
– необходима поэтапная работа по обучению детей рассказыванию на занятиях и в свободной деятельности в соответствии с возрастными особенностями;
– задачи и содержание работы по обучению детей старшего дошкольного возраста рассказыванию;
– использование разнообразных методов и приемов обучения позволяют педагогам совершенствовать и качественно улучшать связную речь у детей старшего возраста.
Приёмы мнемотехники строятся на использовании тех или иных видов запоминания.
Конечно, самый эффективный способ применения любой технологии воспитания и развития ребёнка – это игра.
И мнемотехника в этом смысле – настоящий кладезь идей.
«Собери группу». Ребёнку даются отдельные картинки (например, символы времён года, одежда, виды активности) – нужно сгруппировать изображения и объяснить, почему они вместе.
«Выучи стихотворение». Для облегчения заучивания стихов используйте наглядные таблицы, в которых каждая строка представлена в виде картинки или условного знака. Старайтесь обязательно дополнять изображение словом (если ребенок умеет читать) или буквой (если пока ещё ребёнок не освоил этот навык).
«Сетка памяти». Покажите ребенку картинки, проговорите, что это и переверните. Задача ребёнка назвать изображённый предмет, а затем проверить себя, открыв мнемокартинку. «Рассказы с картинками». Есть масса детских рассказов, в которых слова частично заменены картинками. Так малыш не только учит новые для себя слова, но и развивает умение сосредотачиваться на чтении.
«Фотопамять». Покажите ребенку картинку, затем уберите её и дайте взамен другую, которая отличается от первой какой-то деталью. Например, на первой изображена девочка с красным бантиком, а на второй – такая же девочка, но бантик – синий.
«День-ночь». Разложите перед ребёнком ряд картинок. Затем скажите: «Настала ночь». Ребенок закрывает руками глазки, а вы в это время прячете одну картинку. Задача ребё нка: угадать, чего не хватает. Существует несколько методов работы с детками от года, речь которых только-только начинает формироваться.