Лучший педагог года

Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников

Ирина Александровна
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Тарасова Ирина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с № 11.

г. Новосибирск

«Мнемотехника, как средство развития связной речи у дошкольников»

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»

Е. И. Тихеева

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

Публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» размещена в разделах

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаточный уровень речевого развития неуклонно растет.

Результаты педагогической диагностики моих воспитанников также подтверждают наличие этой проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог: рассказ на предложенную тему, пересказ текста.

Встал вопрос: как и с помощью каких методик и технологий наиболее эффективно решить эту проблему?

С введением ФГОС ДО педагоги дошкольных учреждений активно внедряют в практику разнообразные педагогические технологии. При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

На сегодняшний день мнемотехника относится к числу простых в использовании, легких, удобных и высокоэффективных приемов для развития связной детской речи и ускоренного запоминания материала детьми.

Целесообразность использования мнемотехники в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания.

Поэтому и возникла необходимость разработки и реализации проекта «Чудо – мнемотехника», направленного на развитие у старших дошкольников связной речи и повышение уровня сформированности у них речевой активности посредством использования методики мнемотехники.

Задачи проекта:

• Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п.

• Формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники.

Развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

Развивать партнерские отношения родителей и педагогов в совместной деятельности.

Реализация проекта осуществляется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьями воспитанников.

Работа с детьми спланирована по блокам.

А сейчас я хочу более подробно остановиться на содержании блоков работы с детьми по проекту и результатах моей работы.

Блок «Малые формы фольклора» – это блок работы с детьми по мнемотаблицам с чистоговорками, потешками, пословицами, поговорками, скороговорками, считалками, загадками их я использую для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно для эффективного вырабатывания правильного произношения.

Блок «Заучивание стихотворений» - благодаря мнемотаблицам дети с легкостью запоминают стихотворения любого объёма. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Блок «Пересказ» - современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, но благодаря мнемотехнике у детей очень хорошо получается пересказывать прочитанные рассказы.

Блок «Работа со сказкой» - если рассказывать сказку с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Блок «Расскажи-ка» - не менее интересен этот блок для детей, благодаря ему у детей развивается связная и правильная речь, происходит правильное составление описательных рассказов.

Блок «Придумай рассказ» - в этом блоке дети могу сами придумывать рассказы по мнемотаблицам, что является развитием мышления, памяти, внимания, воображения.

Участие в реализации данного проекта, несомненно, приносит много пользы в развитии речи у детей. Ребята со временем сами проявляют интерес к созданию и изображению мнемотаблиц.

В результате реализации проекта оформлено методическое пособие, включающее в себя:

картотеку мнемотаблиц для работы с детьми по блокам;

картотеку дидактических игр для развития речи детей;

тематические буклеты и папки-передвижки для родителей и педагогов;

консультации, методические рекомендации, памятки, презентации, анкеты для педагогов и родителей.

Ожидаемые результаты оправдались. У детей сформировалось умение работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, пересказов, заучивании стихотворений, составлении рассказов и т. п. ; дети связно, последовательно, грамматически правильно излагают свои мысли, рассказывают о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники, обогатился словарный запас.

Повысился интерес детей к художественной литературе, что, на мой взгляд, имеет колоссальное значение для современных дошкольников.

Повысилась компетентность в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности с опорой на мнемотаблицы у родителей и педагогов.

Результатом реализации проекта также явилось создание в дошкольном учреждении дополнительных условий для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

Я убеждена, что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 1) Проанализировав свою работу с дошкольниками, столкнулась с недостаточностью сформированностью речи у детей дошкольного возраста; недостаточный.

Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2)Из опыта работы — «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» (часть 2) Театрализованная деятельность при правильной её организации – эффективное средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников»Мастер-класс «Мнемотехника как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у старших дошкольников» Мастер - класс «Мнемотехника, как метод инновационных педагогических технологий в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста».

Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников»Опыт педагогической деятельности «Технология «Мнемотехника» как средство речевого развития дошкольников» В рамках муниципальной Опорной площадке, входящей в инновационную структуру системы образования Октябрьского района (приказ № 858 – од,.

Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста»Презентация «Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста» Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить Вашему вниманию презентацию на тему: «Пальчиковый театр, как средство развития связной.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Театрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возрастаТеатрализованная игра как средство развития связной диалогической речи у детей дошкольного возраста Актуальность Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Театрализованные игры являются одним из эффективных средств.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников
Опубликовано: 28 апреля 2022 в 12:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мнемотехника как средство развития связной речи у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Александровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД