Светлана Сергейчук
Межпредметные связи и нетрадиционные формы работы в преподавании музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ
▼ Скачать + Заказать документы
Реферат
«Межпредметные связи и нетрадиционные формы работы в преподавании музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ».
Подготовила:
преподаватель теоретических
дисциплин Сергейчук С. П.
18.12.2022
Образовательные дисциплины, не зависимо от их направленности, всегда предполагают достижение определенных знаний, умений и навыков, прописанных в стандартных программах. Обычно определенной оказывается тематика изучаемого материала, но способы организации учебного процесса и выбор средств обучения остаются предоставленными на выбор преподавателю. От того, как преподносится материал, по большей мере, зависит степень его усвоения. Даже самые усердные учащиеся могут потерять интерес к предмету, не приносящему впечатлений. И, наоборот, возможно привлечь внимание даже самых ленивых учащихся посредством ярких, порой нестандартных средств обучения. Необходимо учитывать современные тенденции в образовании, ориентированные на интенсивность обучения. Недостаточно просто знать, чему научить, важно владеть новыми технологиями и информационными источниками для того, чтобы процесс обучения оказался соответствующим современным потребностям.
Публикация «Межпредметные связи и нетрадиционные формы работы в преподавании музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ» размещена в разделах
- ДМШ. Детская музыкальная школа
- ДШИ. Детская школа искусств
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Учащиеся с детства знакомы с ресурсами сети Internet, свободно обращаются с электронной техникой, пользуются рядом компьютерных программ, обучаются не в библиотеке, а с помощью интерактивных энциклопедий и привыкли к высокому качеству аудиозаписей. За преподавателем ставится уже не только задача научить материалу дисциплины, но и суметь приобщить информационно искушенных учеников к самому предмету, что выдвигает ряд критериев к современному преподавателю : владение широким кругом информационных источников и использование, насколько оказывается возможным, большего количества технических средств. Применение новых информационных технологий и ресурсов – одна из главных задач современного образования в целом, и музыкального в частности. А среди современных технологий могут быть перечислены: видеопрезентации; видеовикторина (наряду с аудиовикториной); интерактивные тесты: с видео- и аудиовопросами (наряду с тестами печатного типа); аранжировки мелодий (в качестве творческих заданий).
В отечественной дидактике разработана система межпредметных связей. Специфика говорит сама за себя: связь между предметами, признаки одного учебного предмета раскрываются в других. Все связывается между собой связями временными (по учебной программе) и тематическими (между предметами). Интерес к использованию межпредметных связей стал активен в начале 70-х г. XX века в отечественной педагогике. Разработка продолжается и сегодня под термином «интегрированный урок».
Каждое новое поколение осваивает опыт предыдущего в процессе активной самостоятельной деятельности. Общеизвестно, что в памяти обучающихся закрепляется от 10 до 20 % того, что они слышат, 50 % того, что они видят, и 90 % того, что они делают.
Именно самостоятельность, являясь интегральным показателем развития ребенка в целом, позволяет ему в дальнейшем сравнительно легко ориентироваться в изменяющихся условиях, использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.
Самостоятельность будет развиваться более успешно, если учащиеся овладеют формами и способами осуществления самостоятельной работы. Самостоятельная работа как активный метод обучения побуждает умственную самостоятельность, дисциплинирует мысль, рождает у учащихся веру в себя, в свои силы и возможности.
Различные аспекты проблемы самостоятельной работы учащихся исследовались Б. П. Есиповым, М. А. Даниловым, Е. А. Зимняя, М. Н. Скаткиным, И. Я. Лернером, П. И. Пидкасистым, А. В. Усовой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие – через систему приемов учения, третьи считают деятельностью, протекающей без непосредственного участия учителя.
Хотелось бы отметить, что предмет «Музыкальная литература» более чем любые другие призван воспитать у учащихся любовь к музыке, расширить кругозор, развить потребность в самостоятельном общении с произведениями высокохудожественного классического репертуара. Поэтому мы стараемся уйти от традиционных самостоятельных работ, отдавая предпочтение более свободным и творческим нетрадиционным формам.
Цель: повышение качества обучения через формирование у учащихся приемов активной деятельности, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию, творческий подход в изучении музыкального наследия.
Задачи:
• узнать виды самостоятельной работы на уроках по музыкальной литературе
• уметь пользоваться интерактивными ресурсами
• активно применять метод межпредметных связей
Итак, мы условно выделяем три группы самостоятельных работ
В первой – самостоятельная работа является формой организации деятельности по изучению биографии, творческого пути композиторов-классиков. Задача таких самостоятельных работ – приобретение новых знаний либо овладение умением приобретать новые знания самостоятельно, закрепление и уточнение полученных знаний.
Приведем примеры самостоятельных работ, решающих данные задачи.
«Ответы на вопросы». Традиционный, но действенный вид самостоятельной работы. После прослушивая лекции преподавателя, просмотра видеоматериала, презентации о биографии композитора, учащимся предлагается ответить на вопросы.
Данное задание, объявленное перед слушанием или просмотром, является эффективным способом организации процесса восприятия нового материала.
«Составление кластера» (приложение 1.) Усвоению услышанной или уведенной информации может также способствовать составление кластера. Этот достаточно новая эффективная форма освоения нового материла, способная активизировать самостоятельную познавательную активность учащегося. Напомним, что кластер – особая графическая организация материала, позволяющая сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тему или при систематизации и структурировании уже имеющихся знаний. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.
К примеру, в центре листа учащиеся пишут ключевое слово (фамилию композитора, название музыкальной эпохи, музыкального произведения, которые является «сердцем» идеи, темы). Вокруг записывают слова или предложения, выражающие факты, образы, связанные с темой и соединенные линиями с ключевым словом.
Нацеливая ребят на составление кластера, нужно убеждать их не бояться записывать все, что приходит на ум, давать волю воображению и интуиции, постараться построить как можно больше связок.
Например, составляя кластер по теме «Ф. Шопен. Биография», учащимися были найдены очень интересные определения, описывающие личность гениального композитора, места, факты, люди, с которыми был знаком композитор, названы произведения разнообразных жанров: польский Моцарт, душа фортепиано, полторы октавы, патриот, Лист, Гейне, Ж. Санд – ядовитая лиана и т. д.
«Работа с текстом». Целый ряд самостоятельных связан с работой с текстом, содержащим сведения о жизненном и творческом пути композитора.
Например, учащиеся по очереди (по абзацу) читают биографию композитора. После прочтения придумывают абзацу заголовок. Либо после прочтения составляют вопросы по данному абзацу, задавая их друг другу.
«Письменный разбор незнакомого произведения» – удобная форма группового контроля, которая позволяет преподавателю оценить уровень слуховой активности и концентрации внимания каждого ученика. Она применима на протяжении всего периода обучения. Кроме того, такая форма контроля даёт преподавателю возможность выявить недостатки в собственной работе, что тоже немаловажно. Письменная форма работы, требующая от ребят элементов поисковой деятельности, очень увлекает их, она развивает творческий потенциал и самостоятельность. Кроме того, музыкально-выразительные средства, пройденные на первом году обучения, активно используются при систематическом слуховом анализе и закрепляются в сознании как наиболее важные композиторские инструменты, используемые для создания необходимого художественного образа. Данной формой работы следует заниматься систематически в течение всех 4-х лет изучения музыкальной литературы. По мере необходимости она может использоваться на обычных текущих уроках, но также может быть предложена в промежуточном контроле.
Условия, выполнение которых обязательно для преподавателя :
- произведение должно быть небольшим – 3-5 минут звучания;
- продолжительность работы – 30-40 минут;
- количество прослушиваний – 3.
- критерии отбора музыкального произведения : яркая образность, доступность для восприятия, жанровая определённость, ясность формы,
чёткое членение.
- произведение должно быть инструментальным, так как при прослушивании вокального сочинения обучающиеся всё своё внимание уделяют поэтическому тексту. Задача же подобных работ – научить слушать именно музыку. Если сочинение исполняется оркестром, оно должно отличаться яркой и выразительной оркестровкой.
Обучающимся предлагается план ответа, которым они могут пользоваться.
Интерактивным вариантом данной самостоятельной работы может являться игра :
«Все дело в шляпе». Суть игры заключается в том, что в шляпу помещаются визитки фамилиями и именами учеников. Чью визитку вытаскивают первой, тот задает вопрос. Затем вытаскивается визитка ученика, который должен на вопрос ответить. Не нужно напоминать, что умение задавать вопросы является таким же ценным качеством, как и давать ответы.
«Хронологическая таблица». Формой работы с биографическими сведениями является составление хронологической таблицы, содержащей даты жизни композитора.
Разнообразить данный вид самостоятельной работы можно с помощью задания, когда дается готовая таблица, но с ошибками, которые необходимо исправить.
«Тесты». Закрепляя знания о композиторах, полученные ранее, работаем с тестами.
Очень важно, что тесты имеют разноуровневый характер, т. е. список вопросов делится на части – обязательную и необязательную. Обязательный уровень обеспечивает базовые знания для любого ученика. Располагая ими, ученик получает отметку «зачёт» по данной теме. Необязательная часть рассчитана на более глубокие знания, ее выполнение соответствует получению хорошей или отличной оценки.
«Цифровой диктант». Это метод является подвидом тестовой работы. Он позволяет за очень короткое время проверить и оценить знание биографии композитора. Формулируется факт из жизни композитора и предлагается выбрать один из ответов (да или нет). Каждый ответ имеет определенную цифру: Да – 1, Нет – 0. Учащиеся в своей тетради должны записать только цифру выбранного ими ответа.
Например, после изучения темы «Ф. Шопен. Биография» учащимся предлагаются утверждения, на которые надо ответить «да» или «нет» :
1. Годы жизни: 1810-1849.
3. Любовь к музыке была привита отцом.
4. В детстве сравнивали с Моцартом
5. Первое произведение написал в 6лет
6. Обучался: в Высшая школа философии
7. Навсегда покинул Польшу: в 25 лет и т. д.
Цифровой диктант в итоге выглядит как цепочка цифр 101000…
Учащиеся могут проверить себя сами, либо осуществить взаимоконтроль в парах. Полученные баллы за правильные ответы можно перевести в оценку.
«Логические цепочки». Ученики должны совершить логический переход от одного понятия к другому в несколько слов, словосочетаний.
Например, тема "Р. Шуман – великий немецкий композитор". Нужно составить несколько «логических цепочек», чтобы перейти от фамилии композитора «Шуман» к словосочетанию «детский приют». (Шуман – гастроли – Россия – Петербург – детский приют).
Самостоятельные второй группы являются формой организации работы, включающей знакомство и активное восприятие музыкальных произведений различных направлений и стилей, жанров, входящих в сокровищницу мировой музыкальной культуры. Задача таких работ – формирование навыков по восприятию музыкальных произведений, выработка умения характеризовать образное содержание музыкальных произведений, умения выражать к ним свое отношение, применять ранее полученные знания в решении практических задач творческого характера.
Важной задачей повышения качества обучения является поиск таких форм и методов организации учебного процесса, которые позволят обеспечить его максимальную эффективность. Успешному решению этой задачи способствует применение игрового подхода: уроки-соревнования, уроки-конкурсы, уроки- игры и т. д. Одна из задач таких уроков – создать психологическую обстановку эмоционального подъема и активности, при
которых знания естественно и легко обнаруживаются. Учащиеся, сохраняя приятные впечатления, постигают и науку общения. Очень часто такие уроки, применяясь как заключительный этап работы, являются самым счастливым переживанием каждого ученика.
Приведем примеры самостоятельных работ, решающих данные задачи.
«Синквейн» (приложение 2.) Происходит от французского «cing» – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Форма синквейна развивает способность излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.
Правила написания синквейна:
1строка – тема (название произведения или имя композитора);
2 строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме (произведению, композитору, мысли автора по поводу нарисованного музыкой художественного образа ;
5 строка – одно слово, существительное, ассоциативно связанное с темой на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне.
С большим интересом и желанием учащиеся составляют синквейны, пробуя свои творческие силы, не копируя высказывания товарищей.
Например, синквейн по произведению А. Вивальди.
1. А. Вивальди Концерт «Времена года. Весна»
2. Нежная, мечтательная.
3. Пробуждает, вселяет надежду, пленяет.
4. Мне эта музыка понравилась своим безмятежным настроением.
5. Романтика!
«Образные цепочки». Для обогащения словаря эмоциональных терминов группе учащихся предлагается поочередно (как бы нанизывая слова-бусы на цепочку) подбирать синонимы, характеризующие образ музыкального произведения.
Например, звучит номер «Танец рыцарей». Составляется цепочка:
Жесткая – страшная, злая, грубая, сердитая, недовольная, темная, беспощадная.
Вариантом задания является «Аукцион синонимов». Задачей учащихся на отведенное время записать как можно больше эмоциональных терминов.
«Ассоциативный ряд». Ученики друг за другом называют ассоциативные слова, относящиеся к произведению.
На уроке по теме «Музыкальный образ в вальсе-фантазии М. Глинки» к слову «Вальс» были подобраны следующие слова-ассоциации: нежность, бал, танцующая пара, танец, любовь, женская судьба, Пушкин, «Метель» и т. д.
«Мозговая атака». Этот работа развивает умение мыслить, находить нестандартные решения учебных и творческих задач. По теме «П. И. Чайковский. Времена года» преподаватель демонстрирует название всех частей фортепианного цикла, предлагает выбрать название прозвучавшей части и подобрать стихотворную цитату из всех, что использовал композитор.
«Да/Нет». Преподаватель загадывает какой-то музыкальный термин, к примеру, жанр музыки, а учащиеся пытаются разгадать его, задавая учителю вопросы. Учитель отвечает на них только словами «да и нет». Игра учит правильно формулировать вопросы, дает им оценку (какие из них ведут к разгадке). Когда этот прием хорошо отработан с детьми, можно их самих просить быть в роли ведущего.
Например, подводим учащихся к знакомству с произведением Рахманинова «Вокализ» через эту игру. И учащиеся выстраивают вопросы, сужая круг поиска, выходя на термин «вокализ», изучаемый ими годом раньше на предмете «Слушание музыки».
Самостоятельные работы третьей группы направлены на закрепление и обобщение знаний, полученных в ходе изучения нескольких тем, разделов. Они могут подводить итог, связанный как с изучением жизненного пути и творчества либо отдельного композитора (например, «С. С. Прокофьев – композитор-новатор») либо плеяды музыкальных авторов (например, «Композиторы Могучей кучки»).
Примеры самостоятельных работ обобщающего характера.
«Викторины». Викторины могут быть как музыкальные – «Угадай мелодию», связанные с определением на слух фрагментов музыкальных произведений, так и музыкально-познавательные, рассчитанные не только на музыкальную память, но и музыкальный и общекультурный кругозор учащихся.
Пример вопросов викторины «Композиторы могучей кучки»
Какая из этих опер написана на сюжет произведения А. С. Пушкина? («Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов»).
Какое музыкальное произведение было создано под впечатлением выставки работ художника и архитектора Виктора Гартмана?
Кто из композиторов «Могучей кучки» учился в морском корпусе, совершил кругосветное плавание на клипере «Алмаз»?
Вопросы викторины могут носить игровой, поисковый характер.
«Зрительные» викторины». Со 2-го по 4-й год обучения наряду с музыкальными викторинами, в качестве контрольных заданий на знание музыкального материала, можно применять «зрительные» викторины, основанные на внутрислуховых представлениях обучающихся.
Варианты «зрительных» викторин:
- определение названия записанной музыкальной темы;
- подбор соответствующих слов к нотному тексту;
- составление таблиц-конспектов по биографиям композиторов, изложенных в учебнике.
Данное практическое задание нацелено на активное добывание знаний учащимися с опорой на ранее приобретённые навыки такой деятельности. Оно стимулирует детей к самостоятельным действиям, а, следовательно, способствует познавательной деятельности обучающихся. При составлении таблиц учащиеся проявляют сообразительность и находчивость, самостоятельность. Данное задание ввиду большого объёма целесообразно задавать на дом.
Образец таблицы - конспекта :даты, события жизни, произведения.
Например, задание викторины: «Верны или неверны утверждения».
При повторении раздела «С. С. Прокофьев. С. В. Рахманинов. Одна эпоха – разные судьбы» в итоговую викторину входят цитаты высказываний великих композиторов с заданием ответить на вопрос «Правильно ли указано авторство высказываний?»
– Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. (С. С. Прокофьев).
– Ах, отчего я бросил мои рассказы! Ноя вернусь к ним. Честное слово, у меня большая любовь к писанию, но композиторство заело. (С. В. Рахманинов).
Или задание: «Найди пару»
Задание на знание названий и принадлежности пройденных музыкальных произведений (соединить стрелками нужные пары) :
• Ф. Шуберт • Аве Мария
• Р. Шуман • Вечерняя серенада
• Р. Шуман • Отзвуки театра
• Ф. Шуберт • Дед Мороз
Или задание: «Заколдованное имя (произведение)». Преподаватель дает характеристику композитора, описание его произведения, говоря о нем замысловато, причудливо, иносказательно. Задание для учащихся: "расколдовать" слово, определить, о каком композиторе (произведении) идет речь.
Формой обобщающих самостоятельных работ могут быть творчески задания. Творчество заключается в деятельности, в которой существенным образом перестраивается прошлый опыт, осуществляется не стандартный поиск знаний.
Например, после изучения определенного раздела, темы учащимся предлагается подготовить сообщения об истории возникновения музыкальных инструментов, об интересных фактах жизни композитора, найти и прочитать стихи о композиторе и его произведении, подготовить рефераты, презентации для выступления на уроке, или внеклассных мероприятиях.
При прохождении раздела «Направления музыки XX века» учащиеся охотно выполняют задания, связанные с подбором музыкальных примеров музыки современных направлений. Если направление предполагает танцевальную составляющую, подготавливают перечень характерных хореографических движений, элементов танцевальных костюмов для танцовщиков и танцовщиц, по возможности, выполняют эскизы костюмов.
Обобщением тем может стать творческая работа «Составь кроссворд» (приложение 3., когда преподаватель предлагает составить кроссворд, включающий факты жизни, названия произведений пройденного автора. Заранее обговаривается, какое количество слов должно быть в кроссворде, чтобы соответствовать тому или иному полученному баллу. На последующих занятиях учащиеся могут отгадывать кроссворды, составленные другими.
Творческие задания вызывают большой интерес у учащихся, предполагают достаточно высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в неожиданных, нестандартных ситуациях.
«Применение средств наглядности». На уроках музыкальной литературы наглядность как принцип обучения – один из основополагающих.
Применение на уроке умело подобранных изобразительных иллюстраций, значительно повышает активность восприятия учебного материала.
Наглядные средства, а именно, просмотр репродукций картин, портретов композиторов, а тем более, мультимедийных презентаций, являются дополнительными источниками информации, расширяющими представления обучающихся об окружающем музыкальном мире.
Создание учащимися презентаций с последующей демонстрацией на уроке можно использовать как одну из разновидностей домашних заданий.
«Написание мини-сочинений как ответ на проблемный вопрос». Как уже было сказано выше, проблемное обучение, а именно, исследовательская деятельность и частично-поисковая деятельность, направлено на формирование творческого мышления, творческих способностей и активизации учебной деятельности учащихся. Ниже приведены некоторые темы для мини-сочинений:
Как вы думаете, почему В. А. Моцарт смог так рано проявить свои музыкальные способности?
Как вы думаете, как сложилась бы жизнь А. П. Бородина, если бы он прожил на 15-20 лет дольше?
Почему во все времена были так популярны произведения на текст молитвы «Ave Maria»?
Предложенный перечень видов самостоятельных работ не является закрытым.
Год от года приход новых учеников, изменения условий преподавания и перенос части уроков в электронный, в том числе, дистанционный формат, заставляют преподавателя по-новому взглянуть на возможности самостоятельной познавательной деятельности.
Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд задач: учат подрастающее поколение самостоятельно творчески решать учебные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Принцип межпредметной связи можно использовать при изучении творчества любого композитора, т. к. каждый композитор является представителем свей эпохи и представителем ведущего направления в искусстве того времени. Таких интересных тем, где тесно переплетаются различные виды искусства много, и именно предмет музыкальная литература помогает учащимся наиболее полно представлять себе богатую картину мира.
Список литературы.
1. Андреев, В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
2. В. Ражников. Путеводитель по дневнику творческого развития. М. ,2000
3. А. Подласый. Педагогика. М. :1998
4. Ю. Лях. Перспектива развития дисциплины музыкальная литература в
ДМШ ДШИ. //Сборник методических работ для преподавателей ДМШ. ,
Абакан 2003
5. О Каравская. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000
6. Развитие творческих способностей учащихся на уроках «Музыкальной
литературы». Омск 1988
7. Г. Панова. Активизация мыслительной деятельности на уроках музыки.
8. Н. Суслова. Музыкальная олимпиада.
9. В. Петрушин. Музыкальная психология. М. ,1997
10. В. Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. М. ,2000
11. Г. Тарасова. Психология художественной игры.
Гаврилова О. А., г. Абакан, 2011
12. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2 —М-Л. : Издательство АПН РСФСР, 1948