Белых Ольга Павловна
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
"Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений".
Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Пересказу необходимо начинать обучать детей после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.
Темочки:
- Литературная деятельность
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи развития детей дошкольного возраста.
Овладение связными формами высказывания – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.
Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.
Подбирая произведения для пересказа, воспитатель должен учитывать следующие моменты :
1. Высокая художественная ценность;
2. Динамичность;
3. Лаконичность;
4. Образность изложения;
5. Чёткость и последовательность развёртывания действий;
6. Занимательность, доступность содержания;
7. Небольшой объём.
В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приёмы.
План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:
-первичное чтение произведения;
-беседа по вопросам;
-повторное чтение;
- пересказ
Психологичекой основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идеи, художественных образов.
Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко входят в сюжетную ситуацию могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников возникают некоторые трудности:
- дети хорошо пересказывают сказки, которые они неоднократно слышали, не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;
- дети могут подробно пересказать начало текста, а затем часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;
- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;
- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи
Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. С детьми данной возрастной категории проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умения слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.
На данном этапе перед воспитателем стоят 2 задачи :
1. Научить детей сначала воспринимать текст, читаемый педагогом.
2. Подвести ребёнка к воспроизведению текста.
Обучение пересказыванию во второй младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомы детям сказок, построенных на повторе – «Колобок», «Репка», «Теремок». Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.
После небольших по объёму народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких художественных произведений являются рассказы- миниатюры Л. Н. Толстого.
Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утреннее и вечернее время, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.
При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются боле сложные задачи: и учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и прочитанные впервые; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказ других детей и замечать в них несоответствие тексту.
После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Вопросы педагога должны быть связаны с выявлением понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности.
Если ребёнок затрудняется в пересказывании, педагог задаёт ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлечь других детей) или напоминает забытое слово из текста или фразу.
Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, передачи диалогов персонажей. Если ребёнок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора.
Подготовку детей к пересказыванию можно проводить по следующему плану:
- на первом занятии педагог рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - автор рассказывает сказку и затем предлагает детям рассказать её.
Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. В средней группе её проводит воспитатель. Оценивая пересказ, его кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрив старания ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучению пересказа литературных произведений : уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, передавая диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства.
В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.
Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Деи обучаются умению высказываться, грамматически правильно стоить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно предающие смысл прочитанного.
Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно – образная речь становится достоянием ребёнка.