Приложение МААМ

Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений

Белых Ольга Павловна
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
▼ Скачать + Заказать документы

"Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений".

Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.

Пересказу необходимо начинать обучать детей после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.

Темочки:

Учить ребёнка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи развития детей дошкольного возраста.

Овладение связными формами высказывания – сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства.

Высокая художественность произведений, предлагаемых для пересказа, цельность формы, композиции и языка учат ребёнка чётко и последовательно строить рассказ, не увлекаясь деталями и не упуская главного, т. е. развивают его речевые умения.

Подбирая произведения для пересказа, воспитатель должен учитывать следующие моменты :

1. Высокая художественная ценность;

2. Динамичность;

3. Лаконичность;

4. Образность изложения;

5. Чёткость и последовательность развёртывания действий;

6. Занимательность, доступность содержания;

7. Небольшой объём.

В каждой возрастной группе методика обучения пересказу имеет свои особенности, но существуют и общие методические приёмы.

План занятия по пересказу произведения во всех возрастных группах выглядит так:

-первичное чтение произведения;

-беседа по вопросам;

-повторное чтение;

- пересказ

Психологичекой основой обучения детей пересказу является опора на сознательное запоминание дошкольниками текста. Особенности осознания детьми содержания и формы литературного произведения связаны с пониманием главной идеи, художественных образов.

Дошкольники очень эмоционально воспринимают рассказы и особенно сказки, они легко входят в сюжетную ситуацию могут представить себя на месте героя. Это помогает детям пересказывать сюжетную цепочку, передавать диалог героев. Вместе с тем при пересказе у дошкольников возникают некоторые трудности:

- дети хорошо пересказывают сказки, которые они неоднократно слышали, не всегда могут пересказать ранее незнакомый, только что прочитанный текст;

- дети могут подробно пересказать начало текста, а затем часто пропускают действия или события, сворачивают концовку;

- если в тексте много героев или событий, дети могут перепутать их последовательность;

- дети не всегда могут передать диалог героев с помощью косвенной речи

Поэтому обучение дошкольников пересказу литературных произведений надо начинать с младшего дошкольного возраста. С детьми данной возрастной категории проводится большая подготовительная работа, целью которой является выработка умения слушать, отвечать на вопросы, вставлять в рассказ воспитателя отдельные слова и фразы.

На данном этапе перед воспитателем стоят 2 задачи :

1. Научить детей сначала воспринимать текст, читаемый педагогом.

2. Подвести ребёнка к воспроизведению текста.

Обучение пересказыванию во второй младшей группе начинается с простого воспроизведения хорошо знакомы детям сказок, построенных на повторе – «Колобок», «Репка», «Теремок». Воспитатель помогает малышам запомнить последовательность появления сказочных героев, их действий.

После небольших по объёму народных сказок можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов с несложной фабулой. Образцом таких художественных произведений являются рассказы- миниатюры Л. Н. Толстого.

Для закрепления навыков пересказа важна индивидуальная работа в утреннее и вечернее время, особенно с теми детьми, которые недостаточно активны на занятиях.

При обучении пересказу детей среднего дошкольного возраста решаются боле сложные задачи: и учат рассказывать короткие сказки и рассказы не только хорошо знакомые, но и прочитанные впервые; выразительно передавать разговор действующих лиц; слушать пересказ других детей и замечать в них несоответствие тексту.

После чтения сказки или рассказа воспитатель проводит краткую беседу о прочитанном. Вопросы педагога должны быть связаны с выявлением понимания детьми содержания произведения, последовательности событий, а также некоторых средств художественной выразительности.

Если ребёнок затрудняется в пересказывании, педагог задаёт ему дополнительные вопросы (для помощи можно привлечь других детей) или напоминает забытое слово из текста или фразу.

Постепенно от занятия к занятию требования к пересказу возрастают – воспитатель добивается точности и полноты воспроизведения содержания, передачи диалогов персонажей. Если ребёнок пересказывает текст своими словами, педагог следит за тем, чтобы точно пересказывалась мысль автора.

Подготовку детей к пересказыванию можно проводить по следующему плану:

- на первом занятии педагог рассказывает сказку, используя настольный (теневой, кукольный) театр, на втором - автор рассказывает сказку и затем предлагает детям рассказать её.

Важным методическим приёмом является оценка детского пересказа. В средней группе её проводит воспитатель. Оценивая пересказ, его кратко проанализировать его, отметив хорошие стороны и недостатки, обязательно поощрив старания ребёнка, вселить в него уверенность в своих силах.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста выдвигаются новые задачи обучению пересказа литературных произведений : уметь связно, последовательно, выразительно передавать содержание рассказа или сказки без помощи вопросов воспитателя, передавая диалогическую речь, меняя интонации в соответствии с переживаниями действующих лиц; использовать выразительные средства.

В подготовительной к школе группе можно подводить детей к пересказу текстов описательного характера.

Необходимо помнить, что основным в занятии по пересказыванию литературного произведения является сам пересказ. Деи обучаются умению высказываться, грамматически правильно стоить предложения, связно и последовательно передавать содержание, используя как авторские слова и выражения, так и свои слова, точно предающие смысл прочитанного.

Очень важно то, что при пересказе литературного текста художественно – образная речь становится достоянием ребёнка.

Публикации по теме:

Герои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольниковГерои произведений А. П. Чехова в продуктивной деятельности старших дошкольников Продуктивная деятельность наилучшим образом способствует воспитанию у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего.

Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Консультация для педагогов «Формы, методы и приёмы взаимодействия педагогов с родителями» Содержание работы с родителями состоит в следующем:.

Консультация для педагогов «Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений» Слайд 1. Роль иллюстрации в понимании детьми литературных произведений Слайд 2. Актуальность: С детской книгой малыш встречается уже в первые.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду» Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Музейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возрастаМузейная педагогика в освоении литературных произведений детьми раннего возраста В широком понимании музейная педагогика – наука о воспитании средствами музея. Это составляющая в образовательной системе, способствующая.

Педагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведенийПедагогическая технология организации режиссерских игр детей по мотивам литературных произведений Пояснительная записка Уникальным периодом в жизни человека является дошкольное детство, время интенсивного вхождения в мир социальных.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Эффективные методы и приёмы по профилактике нарушения осанки и плоскостопия у дошкольников Мы часто слышим выражение «Движение – это жизнь!», но мало кто задумывается о том, что это действительно так, ведь движение необходимо нам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений
Опубликовано: 20 июня 2023 в 12:45
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приёмы в обучении дошкольников пересказу литературных произведений» (включая файлы) размещена пользователем Белых Ольга Павловна (УИ 2809371) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД