Зубатова Ольга Александровна
Консультация для воспитателей «Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность - один из путей воспитания у детей чувства прекрасного; умение замечать красивое в явлениях природы, жизни общества, в произведениях искусства; формирования потребности отразить увиденное в рисунке, лепке, аппликации. Программа обучения изобразительной деятельности реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Она направлена на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащению его духовного мира, развитие эстетического восприятия, воображения, эстетических чувств, приобщению к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры. Реализация художественной деятельности в разных возрастных группах предусматривает: развитие сенсорных способностей восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать в художественных образах предметы и явления действительности. Итак, рассмотрим методы, которые позволяют организовать изобразительную деятельность (как традиционное, так и нетрадиционное рисование) более продуктивно.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы и приёмы руководства организацией нетрадиционного рисования в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Для повышения мотивации детей на занятиях, необходимо организовать общее пространство (несколько рабочих столов вместе, воспитатель вместе с детьми). Каждый ребёнок может устроиться, где захочет от раза к разу, выбирая себе соседей сам. Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он находится рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном виде работы или с данным материалом. Воспитатель должен помогать детям овладеть рациональными приёмами зрительного обследования предмета (формы, цвета, величины). Научить их целенаправленному рассматриванию. Для этого ребенку предлагается рассмотреть предмет со всех сторон, обследовать его с помощью согласованных движений глаз и руки по контуру предмета. Применяется прием, где ребенок самостоятельно обводит контур предмета, ведет за собой свой взор. В дальнейшем рельефный контур заменяется плоскостным и прорисованным. «Игры руками» в воздухе меняют характер зрительного восприятия, соединяя его с практическими действиями, что отвечает особенностям младших дошкольников. Старших дошкольников активизирует речевая деятельность взрослого, младших – практическая. Успешнее всего обучение обследованию проводить с помощью интересных и занимательных для детей обучающих игр и нетрадиционной техники рисования. Для этого подойдут дидактические игры, задания и упражнения, карточки, таблицы, значки-символы, направленные на развитие зрительных эталонов. Для того, чтобы изобразить предмет или явление, передавая все его свойства, педагог формирует знания и представления целенаправленно. Это и специальные наблюдения, рассматривание предмета в ходе дидактических игр. Всё это способствует развитию наглядно – образного мышления, эта форма мышления необходима для детского творчества, она не изживает себя, а сохраняется у детей.
Чтобы развить эстетическое восприятие у детей, педагог должен сам обладать способностью эстетического видения. Ещё В. А. Сухомлинский подчё ркивал: «Нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоционально – эстетическим видением мира». Дети должны не просто смотреть на объект, узнавать и выделять его свойства: форму, строение, цвет. Они должны увидеть его художественные достоинства, которые предстоит изображать. Далеко не все способны самостоятельно определить красоту предмета. Показывает им это педагог. Педагог сам чувствует и видит прекрасное в жизни, развивает это умение в себе и детях постоянно.
Воспитатель должен уметь создать игровые ситуации, в которых у детей возникают потребности рассмотреть внимательно предмет и выделить его форму, цвет, размер. Приём обыгрывания выполненного рисунка включается в методику руководства процессом изображения. Использование в игровых действиях предметов – заместителей оказывает сильное развивающее воздействие на детей («Наполним банку вареньем» - полное закрашивание предмета; «варенья в банке мало, кто – то ел» - частичное закрашивание). Следующим приемом, который можно предложить детям, заключается в накладывании фигуры на контур той же фигуры, прорисованной на образце. Ребенок глазами выбирает фигуру и накладывает его на контур, определяет, соответствует ли она по форме образцу через игру «Закрой окошко». В другой игре «где твой дом?» - ребенок соотносит фигуру с образцом уже без накладывания, только глазами. Так же эффективным (способом) приемом развития зрительного восприятия предмета, является моделирование, т. е. воспроизведение контуров фигуры, путем выкладывания её формы с помощью однотипных деталей (палочки разной величины и цвета). Такой материал рекомендуется детям для индивидуальных занятий.
Следующим важным условием развитие зрительного восприятия, является связь познавательной задачи с эстетической. Без развития эстетического отношения ребенка к окружающей действительности зрительное восприятие невозможно. Поэтому через специально организованные игры, зрительное восприятие формирует готовность ребенка к рисованию в нетрадиционной форме. Тем самым в процессе рисования у детей, развивается: наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Для этого можно применять дидактические игры: «Принеси и покажи», «Геометрическое лото», рисование «Дорисуй», «На что похоже», с помощью которых дети учатся различать геометрические фигуры, цвет, форму; развивается мелкая моторика.
Работу по развитию зрительного восприятия детей необходимо осуществлять в сотрудничестве с родителями, через различные формы работы: консультации на тему : «Развитие творчества у детей»; рекомендации: «Как организовать художественную изобразительную деятельность ребенка дома». Необходимо дать возможность родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что воспитатель видит в них партнеров, единомышленников. Вместе с детьми нужно оформлять выставки детских работ, готовить приглашения для родителей, нарисованные детьми.
Для эмоционального восприятия следует применять стихи, песни, фольклорные произведения, звукоподражания, (подобрать совместно с музыкальным руководителем) музыкальное сопровождение, отражающее эмоциональный настрой рисунка.
Методы обучения рисованию :
• Рисование в воздухе – изображение линией и фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Использование этого приема помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне. Можно также рисовать пальцем на любой гладкой поверхности (стекло, столе).
• Совместное рисование – совместные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Взрослый вкладывает карандаш в руку ребенка, берет её в свою и водит по бумаге. Создавая изображение, взрослый одновременно комментирует рисунок. Использование этого метода позволяет научить ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него во время рисования с определенной силой, проводить различные линии и фигуры.
• Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. В качестве основы для рисования предлагается заготовка, на которой нарисована только часть рисунка, недостающие детали которого ребенок должен дорисовать. Сюжет картинки обыгрывается и комментируется взрослым. Использование этого метода обучения позволяет закрепить усвоенные ребенком навыки (правильно держать карандаш, рисовать определенные линии и фигуры). При этом у взрослого есть возможность планировать уровень сложности рисунка и время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе и уровня их умений.
• Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному взрослым сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков. Необходимо поддерживать активность и проявление самостоятельности детей в процессе работы («Хочу нарисовать снежную бабу на дорожке»). При необходимости можно помочь ребёнку осуществить замысел или подсказать, как это сделать, опираясь на предыдущий опыт рисования : «Хочешь нарисовать ещё одну матрёшку в сарафанчике другого цвета? Получится хоровод!»
В настоящее время существует много методических пособий и разработок, способствующих развитию изобразительной деятельности детей. Причём предпочтение и наибольшую популярность завоёвывают нетрадиционные техники рисования, эффективность применения которых начинается с самого раннего детства. Такие пособия позволяют превратить рисование в настоящую игру прямо дома, что очень важно для развития интереса к изобразительной деятельности, особенно деток, не посещающих дошкольное учреждение в раннем возрасте по каким – либо причинам. Воспользуюсь случаем, хочу представить вашему вниманию, лишь малую долю того, что можно найти на полках книжных магазинов: