Анжелика Приходько
Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Университет для педагогов логопедической группы
«Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР»
Подготовила: Приходько А. М. - учитель - логопед
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Публикация «Методика проведения индивидуальной работы с ребенком ОНР» размещена в разделах
На индивидуальных занятиях с детьми проводится :
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков)
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата)
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук)
4. Коррекция звукопроизношения разными способами
5. Автоматизация звуков в речи
6. Дифференциация звуков в речи
7. Обогащение словарного запаса
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
Развитие правильного речевого дыхания
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
С детьми ежедневно проводятся упражнения для развития речевого дыхания.
Работа по развитию артикуляционного аппарата
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, постановка звуков проходит быстрее, а дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Работа над общей и мелкой моторикой
У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются недостатки в общей моторике. Движения организма и речевая моторика имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук напрямую влияет на развитие речи. Именно поэтому развитие мелкой моторики должно занять прочное место в занятиях с ребенком. У детей с задержкой речевого развития наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие - может развиться дисграфия (нарушение письма). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Развитие фонематического слуха
Умение сосредотачиваться на звуке – мы развиваем слуховое внимание.
Маленький ребенок не умеет сравнивать звуки, но его можно этому научить.
Цель упражнений на развитие фонематического слуха - научить ребенка слушать и слышать.
Работа по коррекции звукопроизношения
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения должна начинаться с исправления менее сложных звуков, одновременно продолжать работу по подготовке органов артикуляции к постановке более трудных групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных).
Нарушение звукопроизношения говорит о том, что у ребенка есть отклонения в развитии некоторых психических функций: внимания, слухового восприятия и памяти, самоконтроля, а также о том, что он испытывает определенные психологические трудности. Все это и вызывает у детей формирование дефектов произношения. Коррекция произношения приводит не только к устранению речевых нарушений, но и выправляет у ребенка перечисленные недостатки развития.
Работа по автоматизации звуков в речи
Автоматизация поставленных звуков отводится достаточно длительное время, так как ребенок должен быстро и правильно находить артикуляционный уклад отрабатываемого звука.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т. д.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Работа по дифференциации звуков в речи
Работа по дифференциации звуков осуществляется в следующих направлениях: развитие слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации, формирование фонематического анализа и синтеза.
Работа проводится по следующему плану :
1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
2. Выделение звука на фоне слога
3. Формирование умения определять наличие звука в слове
4. Определение места звука в слове
5. Выделение слова с данным звуком из предложения
Работа по обогащению словарного запаса
Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.
Речь детей дошкольного возраста отличается от речи взрослых. Зачастую ребёнок пытается сам осмыслить слова, придавая им иное значение, например, «Лодырь – человек, который делает лодки», «Деревня – где много деревьев» и т. д.
Работа по обогащению и активизации словаря у детей с общим недоразвитием речи включает в себя следующие задачи:
• ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности, формирование понятий;
• раскрытие многозначности слова;
• расширение запаса синонимов и антонимов;
• формирование правильного употребления слова в связной речи.
Практическая часть
Теперь я хочу рассказать об игровых приёмах, которые можно использовать при проведении индивидуальных занятий
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Упражнения для речевого дыхания
1. Сдуть бабочку с кончика носа.
2. Буря в стакане. Берем два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один наливаем много воды, почти до краев, а в другой наливаем чуть-чуть. Предлагаем ребенку поиграть в "бурю в стакане" с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды - можно дуть сильно. Задача ребенка так играть, чтобы не пролить воду.
3. Вертушка
4. Загони мяч в ворота
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Работу можно начать с выполнения артикуляционной гимнастики «У бабушки с дедушкой»
Групповые занятия помогают детям адаптироваться, индивидуальные же поставить звук. Есть такие случаи, когда ребенку невозможно поставить шипящие звуки и звук Р, это происходит из – за укороченной подъязычной уздечки, тогда таких детей направляют к ортодонту.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
1. Прищепки. В упражнениях действия с прищепками озвучиваются весёлыми текстами, стихами, игровыми приёмами, например, игра-соревнование «Наша мамочка устала» (Наша мамочка устала - Всю одежду постирала, Милой маме помогу, все прищепки соберу). Пока я произношу слова, ребенок стараются нацепить прищепки на край коробки. Прищепки хорошо использовать и для самомассажа кончиков пальцев. На каждый ударный слог, держа тремя пальцами прищепку прикусываем кончик каждого пальца поочерёдно (Кусается сильно котёнок-глупыш, он думает это не палец, а мышь. Хватит кусаться глупый малыш, а будешь кусаться – Скажу тебе, кыш).
2. Массажный мяч. «Я мячом круги катаю, взад - вперед его гоняю. Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку, и сожму его немножко, как сжимает лапу кошка, Каждым пальцем мяч прижму, и другой рукой начну».
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
«Сел петух на забор»
Услышишь – хлопни
Произносить ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок, услышав заданный звук, хлопает в ладоши. (Ребёнок не видит артикуляцию).
Маленький учитель «Слонёнок - Элефон»
Говорить ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно, говорить. Просим «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следить, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Показывать ребенку картинку и называть предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
КОРРЕКЦИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Выделяют несколько способов постановки звука:
1. По подражанию – с опорой на слуховой образ, на зрительное восприятие артикуляции. Это связано с тем, что у детей достаточно хорошо развито подражание. Однако по подражанию чаще всего можно поставить звук лишь тогда, когда он отсутствует.
2. Механический способ постановки с использованием вспомогательных средств (шпателя, зонда и т. д.). С механической помощью артикуляторным органам придается определенное положение.
3. Постановка от других звуков, правильно произносимых, без механической помощи.
4. Постановка звука от артикуляционного уклада. Например, звук ш можно поставить от «чашечки». Ребенку предлагают сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать ее внутрь рта и подуть на язык.
5. Смешанный способ постановки основывается на совмещении предыдущих способах постановки звука
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ
“Волшебной палочки”, которая своим огоньком или стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.
“Цветочек”, когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ В РЕЧИ
«Звуковые дорожки». Ребенок водит пальчиком по дорожке, четко произнося звуки. Звук Р-тигр, звук Л-пароход, звук С-насос, звук Ш-змея.
«Собери бусы»
Из предложенных картинок нужно собрать бусы из слов со звуком Л. Второй вариант – продеть через шнурок только те картинки, в которых есть звук Р.
«Выбери домик»
В пальчиковый бассейн из фасоли прячутся мелкие фигурки, в названии которых есть смешиваемые звуки. Ребенок находит фигурки, называет их и выбирает им домик в зависимости от наличия того или иного звука.
"Редактор"
Инструкция логопеда: «Когда ты будешь называть нарисованные предметы, зачеркивай те, название которых начинается на звук с (ш)».
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщалось, например, «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнавали предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
Упражнение «Часть - целое»
Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например, Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
Игра «Кузовок»
Цель: развивать интерес к игре, учить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
Детям сообщалось: «Вот кузовок (показывает на корзинку, кладите в него всё, что на - ок». Дошкольники подбирали слова на – ок.
Хочется надеяться, что может какие-то игры и пособия показанные и перечисленные сегодня Вам пригодятся в работе.