Елена Токарчук
Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию
▼ Скачать + Заказать документы
Направления работы 1-й период
(сентябрь-ноябрь) 2-й период
(декабрь-февраль) 3-й период
(март-май)
Коррекция звукопроизношения
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.
Публикация «Индивидуальный план работы с ребенком, имеющим ОНР 1–2 уровня, моторную алалию» размещена в разделах
Активизация движений артикуляторного аппарата и мимической мускулатуры в процессе выполнения игровых упражнений по подражанию (сказка о «Веселом язычке», «Обезьянка» и др.).
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.
Постановка и автоматизация шипящих звуков.
Обучение речевому дыханию (спокойный короткий вдох и плавный длительный выдох) без речевого сопровождения («Понюхаем цветок», «Кораблики», «Бабочка ле- тит» и др.) и с речевым сопровождением на материале гласных звуков и их сочетаний, 3) Развитие силы голоса (тихо — громко) и модуляций голоса (высоко — низко); правильного умеренного темпа речи.
Развитие словаря Учить называть слова одно-, двух-, трехсложной слоговой структуры (кот, мак, муха, ваза, лопата, молоко).
Учить дифференцировать названия предметов по категории одушевленности/неодушевленности.
Учить навыку использования в речи качественных прилагательных (большой, маленький, вкусный, сладкий, красивый и т. п.).
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с существительными.
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Учить детей подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения в ответ на вопрос ( Например: Спит кто? Собака, кошка).
Учить называть части предмета для определения целого (спинка – стул, ветки – дерево, стрелки – часы).
Учить подбирать слова к названному слову по ассоциативно-ситуативному принципу (санки – зима, корабль – море).
Учить подбирать существительные к названию действия (кататься – велосипед, летать – самолет, варить – суп, резать – хлеб). Учить детей отгадывать названия предметов, животных, птиц по их описанию.
Учить детей употреблять в самостоятельной речи некоторые названия геометрических фигур (круг, квадрат, овал, треугольник, основных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и наиболее распространенных материалов (резина, дерево, железо, камень и т. п.).
Развитие звукового анализа Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.
Выделение ударного гласного в начале слова.
.
Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА.
Придумывание слов с заданным звуком
Определение места заданного звука в слове.
Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).
Звуковой анализ прямого слога.
Звуковой анализ слов типа: дом, мак.
Формирование грамматического строя речи Учить детей первоначальным навыкам словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -ик, -к (домик, лобик, шарик, ротик; ручка, ножка, лапка, шубка и т. д.).
Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных.
Учить навыку использования в речи притяжательных прилагательных мужского и женского рода «мой – моя» и их согласованию с существительными.
Продолжать развивать навыки употребления существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Закрепить в самостоятельной речи детей первоначальные навыки согласования прилагательных с существительными.
Закрепить в самостоятельной речи первоначальные навыки согласования числительных с существительными с продуктивными окончаниями (много столов, много грибов, много коров и т. п.).
Формировать первоначальные навыки согласования личных местоимений с глаголами (я сижу, он сидит, они сидят).
Совершенствование моторного развития и графических навыков руки. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:
-шнуровки, мозаики, застежки. Развитие зрительно-моторных координаций :
-работа по зрительно-двигательным траекториям;
-рисование по точкам. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки: то же с усложнением
-штриховка в разных направлениях, раскрашивание;
-обведение по контуру.
Развитие связной речи Закреплять у детей навыки составления простых предложений по модели: «Кто? Что делает? Что?»
Учить детей запоминать короткие двустишия и потешки.
Формировать навыки ведения диалога, умения выслушать вопрос, понять его содержание, адекватно ответить на заданный вопрос, переадресовать вопрос товарищу (Я гуляю. А ты? Миша ест. А ты).
# существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
существительное им. п. + согласованный глагол + прямое дополнение: «Мама (папа, брат, сестра, девочка, мальчик) пьет чай (компот, молоко)», «читает книгу (газету)»;
Составление рассказа-описания по плану. Закреплять у детей навык составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке, по моделям:
существительное им. п. + согласованный глагол + 2 зависимых от глагола существительных в косвенных падежах: «Кому мама шьет платье? Дочке, кукле», «Чем мама режет хлеб? Мама режет хлеб ножом».
Составление рассказа-описания по плану.