Устюгова Юлия Станиславовна
Доклад на РМО учителей-логопедов «Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой НОД»
▼ Скачать + Заказать документы
«Методика проведения коррекционной индивидуальной и подгрупповой непрерывной образовательной деятельности»
Выполнила: учитель-логопед МКДОУ № 20 г. Аши Устюгова Ю. С.
1 слайд Коррекционная работа по исправлению недостатков речи осуществляется на логопедических занятиях. Занятия бывают групповые, подгрупповые и индивидуальные.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Логопедические конспекты занятий
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Содержание групповых занятий базируется на программном материале.
Подгрупповые занятия объединяют детей со сходными речевыми нарушениями в стадии автоматизации навыка.
Формирование навыков правильного произношения осуществляется логопедом на специально организованных индивидуальных занятиях.
2 слайд При подготовке и проведении подгрупповой и индивидуальной непрерывной образовательной деятельности логопед должен:
- сформулировать тему и цель НОД;
- определить этапы НОД, их взаимозависимость и последовательность;
- постепенно усложнять лексический и грамматический материал, предъявляемый детям;
- разнообразить НОД с помощью игр и игровых приёмов;
- учитывать зону ближайшего развития ребёнка;
- осуществлять дифференцированный подход к каждому ребёнку с учётом структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей;
- кратко и чётко формулировать инструкции, даваемые детям;
- использовать разнообразный и красочный наглядный материал;
- уметь создавать положительный эмоциональный фон занятия, планируя эмоциональные подъёмы с учётом увеличения сложности излагаемого материала.
3 слайд Следует помнить, что залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
4 слайд Так как речь связана с движениями речевого аппарата, большое место при устранении дефектов звукопроизношения занимает артикуляционная гимнастика. Значение её вполне оправдано, так как произношение звуков речи – сложный двигательный навык.
Выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных звуков необходимы для правильного произношения звуков.
В зависимости от формы звукового дефекта употребляется тот или иной комплекс артикуляционных упражнений. Их вид, длительность проведения, разовая дозировка зависят от характера и тяжести речевого нарушения.
Дозировка количества одного и того же упражнения должна быть строго индивидуальной как для каждого ребёнка, так и для каждого периода работы с ним. На первых занятиях можно ограничиваться только двумя повторениями упражнений в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы. В дальнейшем число повторений можно увеличивать.
В комплекс основных движений для развития и упражнения артикуляционного аппарата входят самые простые и наиболее характерные движения всех органов артикуляции во время речи – губ, челюстей, языка. При коррекции отдельных звуков используются специальные комплексы. Принципом отбора движений каждый раз будет служить характер дефектного произношения и целесообразность рекомендуемых движений для правильного произношения данного звука.
Логопеду недостаточно отобрать целесообразные движения, нужно научить ребёнка правильно их применять, т. е. предъявлять определё нные требования к качеству движений: точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.
5 слайд Не менее важным является развитие фонематического слуха и фонематического восприятия. Эта задача может оказаться первоочередной в том случае, если дефекты звукопроизношения обусловлены несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам, когда нарушено или затруднено различие входящих в состав слова фонем. Задания на выработку умений слышать, узнавать звук, выделять его из потока речи, различать сходные по акустическим и артикуляционным признакам звуки, упражнения на формирование навыков элементарного звукового анализа и синтеза – неотъемлимая часть коррекционной работы по устранению дефектов звукопроизношения.
6 слайд Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три этапа:постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых звуков.
7 слад Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев – более сложный и искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука – это создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции логопеда в ходе включения в игровую ситуацию. В других случаях в качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить ребёнка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука «ш» могут служить звуки «с», «т», «р»). В более сложных случаях требуется механическая помощь.
8 слайд Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности – это введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры – слова и фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых, неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи.
9 слайд дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.
Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании. Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах, затем в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. В тех случаях, когда у ребёнка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим звуком, дифференциация не нужна.
10 слайд У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в «чистом виде» не встречается. Понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы. В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены следующие принципы:
- раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения вторичных отклонений;
- развитие речи и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
- взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка (единство названных направлений и взаимоподготовка) :
- дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР, имеющим различную структуру речевого нарушения;
- связь речи с другими сторонами психического развития, которые раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов.
Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми, имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений звукопроизношения.
11 слайд На занятиях логопеду большое внимание необходимо уделять обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта работа ведётся на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым звуком.
Активизация мыслительной деятельности у детей, развитие внимания и памяти – необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников. А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие памяти, внимания мышления, воображения - обязательная составляющая индивидуального и подгруппового логопедического занятия.
12 слайд У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук, проявляемые прежде всего в недостаточной координации пальцев рук, точности и ловкости движений. Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики пальцев рук ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребёнка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Поэтому логопед должен включать в свои занятия упражнения, направленные на развитие мелкой моторики, которые, с одной стороны, могут играть роль физкультминуток, а с другой – будут способствовать более эффективной автоматизации звука при сочетании их с речевой работой.
13 слайд Таким образом, к целям индивидуального логопедического занятия следует отнести:
- развитие артикуляционной моторики, формирование правильных артикуляционных укладов;
- формирование произносительных навыков (в зависимости от этапа работы над звуком);
- развитие фонетического восприятия, навыков звукового анализа;
- совершенствование лексико-грамматических конструкций;
- развитие неречевых психических процессов;
- развитие мелкой моторики пальцев рук.
14 слайд 15 принципов коррекции речевых нарушений на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях.
1. Обеспечение на подготовительном этапе трех видов готовности к вызыванию звука речи: психологической, фонематической, артикуляторной.
2. Проведение направленной артикуляционной гимнастики.
3. Опора при вызывании звука на кинестетический контроль и на различные анализаторы (зрительный, слуховой, тактильный).
4. Учет фонетических требований при подборе лексического материала для автоматизации и дифференциации звуков (отсутствие неправильно произносимых ребенком звуков).
5. Определенная последовательность упражнений при автоматизации и дифференциации звуков (звук, слоги, слова, предложения, стихи, рассказы, скороговорки, самостоятельная речь).
6. Проведение всех упражнений в занимательной, игровой форме.
7. Систематичность в занятиях (2-3 раза в неделю с логопедом, при ежедневных занятиях воспитателей и родителей по заданию логопеда).
8. Смысловая доступность лексического материала.
9. Преобладание осмысленного речевого материала над звуковыми и слоговыми упражнениями.
10. Постепенное убыстрение темпа упражнений с целью более прочной автоматизации звука.
11. Постепенный переход от отраженной речи (повторение вслед за логопедом, через заученную, к самостоятельной.
12. Необходимость работы на одном занятии с несколькими группами звуков.
13. Определенный порядок исправления фонем, при котором два смешиваемых звука (С-Ш, Ч-ТЬ, Л-Р и пр.) на одном занятии на автоматизируются.
14. Значительная речевая нагрузка на ребенка, минимальный удельный вес речи логопеда.
15. Учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника.
При подготовке и проведении индивидуального и подгруппового занятия очень важно помнить о том, что на протяжение всего занятия у ребёнка должен быть стойкий положительный эмоциональный настрой, который выражается в желании заниматься. Это достигается использованием сюрпризных моментов, игровых фрагментов, увлекательных заданий и упражнений, при выполнении которых процесс обучения превращается в интересную игру.
16 слайд Пожелания к манере ведения логопедом индивидуально-групповых занятий.
1. Приглашение к игре, к увлекательной и занимательной деятельности, требующей, однако, старания и настойчивости.
2. Внутреннее принятие ребенка со всеми его качествами. Оценивание поступка ребенка, а не его личности. Умение при неудачах возлагать вину только на себя («ребенок не понял, потому что я недостаточно понятно объяснила»)
3. Демократичная, уважительная, оптимистичная, ободряющая манера, отсутствие психологического давления, «нажима».
4. Голос более тихий и мягкий, чем на групповом занятии.
5. Искренняя заинтересованность во всем, что делает ребенок, похвала даже за малейшую удачу.