Наталья Пименова
Организация и методика проведения словарной работы с дошкольника на занятиях и вне
▼ Скачать + Заказать документы
Слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словами и их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами выражаются мысли, чувства и эмоции говорящего. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора слов для более точного, оригинального и выразительного оформления мысли.
Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития.
Публикация «Организация и методика проведения словарной работы с дошкольника на занятиях и вне» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря рассматривается как длительный процесс количественного накопления слов, освоение их социально закрепленных значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения.
«Словарная работа – систематическая учебно – воспитательная работа в области лексики языка, направленная на овладение учащимися незнакомым или знакомым, но трудным для них словарём, на повышение культуры речи». Психолого-педагогический словарь.
«Словарная работа – необходимое условие освоения родного языка, его грамматического строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны речи» О. С. Ушакова.
Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.
Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.
Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном.
Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи.
В активный словарь ребенка входит общеупотребительная лексика, но в отдельных случаях — ряд специфических слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни. Например, дети, живущие в военном городке, используют слова военной терминологии: полигон, плац, старшина, капитан, смотр и др. Дети лесосплавного пункта — затон, рубка, топляк и т. п. Значит, определяя содержание работы по развитию активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения. Нужно также постоянно помнить основную цель обучения родному языку: сделать для ребенка язык средством общения.
Пассивный словарь - человек понимает слова, но сам их не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышат.
Задачи словарной работы :
1. Обогащение словаря
2. Уточнение словаря
3. Активизация словаря
4. Устранение нелитературных слов
Рассмотрим их более подробно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных детям слов; Источники пополнения словаря : Художественная литература, речь взрослых, разные виды деятельности, наблюдение за окружающими, общение.
2) уточнение словаря, наполнение конкретным содержанием знакомых слов, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами, усвоение многозначности, синонимики и т. п.
Многозначные слова — это слова, которые имеют несколько лексических значений, связанных по смыслу. В качестве примера возьмем многозначное слово «кисть» - это кисть художника, кисть рябины, кисть человека.
Ведущее место в усвоении многозначности слов отводиться синонимам и антонимам. Работа с синонимами способствует пониманию разных значений многозначного слова, приучает вдумываться в смысл употребляемых слов, помогает употреблять в высказываниях наиболее подходящие слова, избегать повторений. Для подбора синонимов следует предлагать словосочетания и предложения, например: «Река бежит», «Мальчик бежит». Воспитатель спрашивает: «Какое слово повторяется? Давайте попробуем его заменить. «Река бежит» - как сказать по – другому?» (Течёт, журчит, льётся.) Ко второму словосочетанию такие ответы : «Несётся, торопится, летит». Умение подбирать синонимы поможет детям точнее оформлять свои высказывания.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений окружающего мира. Антонимы, кроме того, являются и средством выразительности речи. Подбор антонимов вначале следует производить, используя наглядный материал (предметы, картинки). Так, например, можно предложить картинки с изображением высокого и низкого дома, большого и маленького яблока, короткого и длинного карандаша и т. п.
Обучение нормам лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Все слова с точки зрения сочетаемости делятся на две группы: 1) слова, сочетаемость которых с другими словами, уточняющими, поясняющими их значение, обязательна, например: вдохнуть что? – воздух, кислород, запах; 2) слова, имеющие необязательную сочетаемость, например: ночь – темная ночь, настала ночь и т. д.
3). Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания; Активизация словаря — важнейшая задача словарной работы в детском саду. В процессе этой работы воспитатель побуждает детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. В «Программе воспитания в детском саду» специально подчеркнуты требования к активному словарю детей, определены слова, которые они должны не только понимать, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря — это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком.
4). Устранение нелитературных слов, Устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов и перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи. Наиболее трудные для детей слова необходимо предлагать им неоднократно, в течении длительного периода и использоваться на многих занятиях.
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
• работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; опора на активное и действенное понимание окружающего мира;
• формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; связь содержания словарной работы с постепенно развивающимися возможностями познания окружающего мира, мыслительной деятельностью детей;
• использование наглядности как основы для организации познавательной и речевой активности;
• все задачи словарной работы решаются в единстве и в определенной последовательности.
• семантизация лексики (раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определённом контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование).
Методы словарной работы :
Выделяются две группы методов :
• методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)
• методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны
Рассмотрим подробнее эти методы : Введение новых слов в словарь НЕПОСРЕТСТВЕННОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ
Рассматривание и обследование предметов. Например, рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.
Наблюдение. Например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.
• Осмотры должны быть интересны детям.
• Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.
• Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.
• При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления.
• При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.
Целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДХШ).
Опосредствованное ознакомление с окружающим и обогащение словаря
Рассматривание картин с малознакомым содержанием. Например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т. п.).
• При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.
Чтение художественных произведений. Например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объяснить детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом :
• Рассматривание предмета.
• Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.
• Проговаривание слов детьми.
• Замена авторских слов словами, близкими по значению.
• Подбор слов для характеристики героев.
• Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Показ видеофильмов, мультфильмов. Например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» - знакомство с вымершими животными, средой их обитания).
Методы для закрепления и активизации словаря :
• Рассматривание игрушек (используется во всех возрастных группах).
• Рассматривание картин (направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь).
• Дидактические игры и словарные игры.
• Дидактические упражнения.
• Загадывание и отгадывание загадок.
Формирование словаря в первую очередь происходит на специальных занятиях. На занятиях воспитатель оперирует специфичными приёмами обучения.
Приёмы словарной работы :
Называние – (образец произношения) нового или трудного слова. Педагог должен так произнести намеченное слово, чтобы дети обратили на него внимание, восприняли его без искажений. Называние сопровождается показом объекта.
Включение слов в предложение, показ его сочетаний с другими словами.
Повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, отдельными детьми с места, а также повторение хором.
Объяснение происхождения слова. Этот приём наиболее целесообразно применять в старших группах для углубления понимания слова, развития любознательности, чутья к языку.
Значение словарной работы :
1) словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей;
2) овладение словарём является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития ребёнка;
3) усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления;
4) своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.
Словарная работа связана со всей воспитательной работой ДОУ. Это лексика, необходимая ребенку для общения, удовлетворения своих потребностей, ориентировки в окружающем, познания мира, развития и совершенствования разных видов деятельности. Словарная работа в каждой группе производится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Словарная работа ведется как на занятиях, так и в других видах деятельности: на прогулке, во время режимных моментов в бытовой и трудовой деятельности; в играх детей, в творческой и художественной деятельности детей.
Для того, чтобы ребенок не испытывал особых затруднений в установлении речевых контактов, мы должны постоянно обогащать его лексический багаж. Ведь работа над словом уточняет представления детей, углубляет их чувства, организует социальный опыт.
1-я младшая группа. Детям сообщаются сведения об отдельных предметах домашнего обихода, которые их окружают (одежда, мебель, посуда, их назначении, основных деталях. Дети усваивают элементарные сведения о еде, о частях своего тела в связи с воспитанием гигиенических навыков, учатся выделять некоторые свойства предметов. Каждый ребёнок третьего года должен запомнить своё имя и фамилию, имена и отчества воспитателей.
2-я младшая группа. Детям сообщается значительно больше сведений об их групповой комнате и других основных помещениях детского сада (кабинет заведующей, кухня и т. д.). Предметы, с которыми знакомят детей, больше детализируются, обобщаются по сходству. Ребёнок должен запомнить свой домашний адрес, возраст, имена и отчества няни, воспитателя и других сотрудников сада.
Средняя группа. Дети этой группы должны свободно ориентироваться в помещениях детского сада, уметь выделять в предметах качества, сравнивать предметы между собой. Они должны получить сведения о жизни семьи, о труде родителей, родственников дома и на работе.
Старшая группа. При ознакомлении с предметами дети должны больше узнавать о материалах, из которых они сделаны, об их свойствах, правилах обращения с предметами из этого материала. Дети учатся находить в предметах общее и различное, классифицировать их. Узнают о процессах изготовлениях некоторых предметов (одежда, мебель и др.). Каждый ребёнок этого возраста должен помнить адрес своего детского сада, ориентироваться в ближайшем микрорайоне.
Подготовительная группа. Ребёнок седьмого года жизни должен иметь подробные сведения об окружающих предметах, правильно пользоваться ими (посуда, гигиенические принадлежности, постель, свободно ориентироваться в помещениях детского сада. Дети должны твёрдо усвоить правила поведения в помещении, в общественных местах, на улице.
Усложнение содержания словарной работы наблюдается в каждой возрастной группе, оно идё т по следующим направлениям:
- овладение словарём в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
- рост словаря за счёт понимания слов, обозначающих качества свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчаленному восприятию, владения такими мыслительными операциями как анализ, сравнение.
- введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом. Все это имеет особое значение в дошкольном возрасте, поскольку именно здесь закладываются основы развития мышления и речи, происходит становление социальных контактов, формируется личность.
Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системы работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка.
Список использованной литературы
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведений - 3-е изд., стереотип. – М. : Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.