Папки-передвижки

Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2)

Марина Слесарева
Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

1.2. Понятие о проекте

Проект (от лат. projectus — брошенный вперед, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации

Метод проектов – это система обучения, при которой обучающиеся приобретают новые знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов.

Проектный метод в образовании

Публикация «Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2)» размещена в разделах

• Это дидактическое средство активизации познавательной деятельности учащихся и воспитанников, развитие креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств.

• Это комплекс действий, организованных взрослыми, по реализации значимой для ребенка проблемы на основе общего интереса, соучастия в творческой деятельности, завершающейся реальным, практическим результатом.

• Это технология, основанная на самостоятельности, деятельности, результативности всех участников образовательного процесса.

Педагогическое проектирование – это процесс создания проекта, который отражает решение той или иной проблемы. Представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

1.3. Типология проектов в ДОУ

В практике современных дошкольных учреждений используется следующие типы проектов :

1. По доминирующему методу или виду проектной деятельности :

• Исследовательские - дети совместно со взрослыми формулируют проблему исследования, обозначают задачи, определяют методы, источники информации, изучают, обсуждают полученные результаты, выводы, оформляют результаты исследования. Данный проекты полностью подчинены логике исследования, имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач, методов, обсуждение полученных результатов, выводы, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).

• Творческие - как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария, драматизации, программы праздника, видеофильма, сочинения, альбома, репортажа, совместной газеты и др. Дети договариваются о планируемых результатах и форме их представления.

• Ролево – игровые, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы (литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы). Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться только к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

• Ознакомительно-ориентировочные (информационные) – этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.

• Практико – ориентированные (прикладные) – требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Эти проекты отличают четко обозначенный с самого начала результат деятельности (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление группы, проект изоуголка, зимнего сада, проект правил группы, разработка справочного материала или словаря, витражи и т. д.)

• Комбинированные (универсальные) – представления с использованием предварительно изготовленных изделий (показы моделей одежды, кукольный спектакль и т. д.).

2. По продолжительности:

• Краткосрочные (мини-проекты, длительностью в несколько занятий или междисциплинарные).

• Средней продолжительности (1-2 месяца)

• Долгосрочные (полугодие, учебный год)

3. По количеству участников :

• Индивидуальные

• Парные

• Подгрупповые

• Фронтальные

Смешанные типы проектов по предметно – содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.

1.4. Цели и задачи проектного метода в дошкольном учреждении

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи развития:

1) обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2) развитие познавательных способностей;

3) развитие творческого мышления;

4) развитие коммуникативных навыков.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В младшем дошкольном возрасте – это :

А) вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

Б) активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

В) формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

В старшем дошкольном возрасте – это :

А) формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Б) развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

В) формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

Г) развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

Проектный метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:

- занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия детей, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;

- дети получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно и с помощью родителей добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;

- в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие всех участников образовательного процесса; педагог вместо контролёра становится равноправным партнёром и консультантом.

1.5. Этапы проекта

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели :

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию;

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, освоения ребенком окружающей среды (природной и социальной, педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности, опирается на собственный опыт ребенка. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

1.6. Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

1) На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2) Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждают план с родителями).

3) Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4) Составление плана – схемы проекта.

5) Сбор, накопление материала.

6) Включение в план – схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7) Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения.

8) Презентация проекта, открытое занятие.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка

Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике ДОУ. Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Публикации по теме:

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 1) Тема «Формирование системы знаний по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности».

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности» (часть 2) Расскажу подробнее о проекте «Не дразните собак!». Тема данного проекта выбрана мною неслучайно. Опасность могут представлять как безнадзорные,.

«Формирование системы знаний по ОБЖ детей дошкольного возраста на основе проектной деятельности»  (часть 3) Ребята так же представили свои работы на тему «Правила поведения с собакой», рассказали, что изображено. Мы вместе с ребятами сформулировали.

Интеграция сказки в образовательный процесс дошкольного учреждения В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного.

Методическое сопровождение ФГОС ДО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Слайд 2. Федеральный.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2) Часть 1 Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть первая) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Чановский детский сад №2 осуществляет свою деятельность в соответствии с годовым.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть четвертая) рассматривание иллюстраций и чтение художественной литературы; игровые упражнения и игры с мячами;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть вторая) Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;.

Самоанализ деятельности «Повышение качества дошкольного образования посредством проектной деятельности» (часть третья) Актуальностью для разработки и реализации проекта ко Дню матери послужило то, что в современном мире интерактивности стало все сложнее родителям.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2)
Опубликовано: 18 февраля 2016 в 16:03
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическое сопровождение внедрения проектной деятельности в образовательный процесс дошкольного отделения (часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Марина Слесарева (УИ 479841) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД