Анна Васильевна Маркова
Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой и длительно удерживать интерес ребёнка помогает использование нетрадиционного метода выполнения артикуляционной гимнастики – биоэнергопластики (предложена Ястребовой А. В., Лазаренко О. И., конспекты занятий разработаны Бушляковой Р. Г. и представлены в методическом пособии «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»).
Публикация «Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2)» размещена в разделах
Использование ребёнком при выполнении гимнастики движений пальцев и кистей синхронно с движением органов артикуляции активизирует внимание, мышление, развивает чувство ритма, пальцевую моторику, ориентировку в пространстве. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь.
При коррекции речи учителями-логопедами используется речедвигательная ритмика (Мухина А. Я. Речедвигательная ритмика).
Специальные упражнения разработаны таким образом, что каждому звуку речи соответствует определённое положение и движение рук, ног, корпуса, головы и органов артикуляции. Особенно эффективно использование элементов речедвигательной ритмики в младшем дошкольном возрасте (когда произносительные навыки у детей невелики, произношение имеющихся звуков не отличается чистотой) на этапе уточнения и закрепления чёткого, правильного произнесения гласных звуков и согласных раннего генеза. В дальнейшем эти упражнения используются для вызывания, автоматизации и дифференциации звуков.
В настоящее время издано большое количество пособий по коррекции произношения. На этапах автоматизации, дифференциации звуков в самостоятельной речи важно иметь достаточное количество картинного материала, насыщенного данными звуками. Эту задачу помогают решить альбомы Соколенко Н. И. «Посмотри и назови», которые подойдут для работы с детьми всех возрастных групп. В тетрадях Новоторцевой Н. В., Коноваленко В. В., Коноваленко С. С. и др. материал подобран таким образом, что охватывает и лексико-грамматическую сторону речи, и фонетико-фонематические процессы, и связную речь. Для детей подготовительной группы интересны книги Успенского М. В. и Успенской Л. П., так как они могут поупражняться не только в правильном произнесении трудных звуков, но и в чтении.
В практике учителей-логопедов нашего ДОУ используются следующие нетрадиционные методы : мнемотехника, бионергопластика, речедвигательная ритмика, логосказки, упражнения для релаксации, дыхательные упражнения, психогимнастика, элементы логоритмики, музыкотерапии, рисование на манке, кинезиологические упражнения, современные технологии логопедического и пальцевого массажа, массаж Су-Джок приборами.
Дыхательные упражнения, упражнения для релаксации, а так же кинезиологические и логоритмические упражнения, органично вплетаются в канву любого занятия.
Специфика детского возраста такова, что всё, за что бы ни брался ребёнок, ему приходится осваивать заново. Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Ведь это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, пробуждает интерес к знаниям.
1. Технология логопедического обследования:
Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. – М, 1998.
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет. – СПб, 2014.
Нищева Н. В. Речевая карта ребенка
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М,1994 г.
Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. -СПб. 2000.
Володина В. С. Альбом по развитию речи. – М., 2005.
Ткаченко Т. А. Альбом индивидуального обследования дошкольников. – М., 2001.
Коноваленко В. В. Экспресс – обследование звукопроизношения. – М., 1999.
2. Технология формирования произносительной стороны речи:
Рау Ф. Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. – М., 1997.
Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит. – СПб., 2000.
Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М., 1997.
Лопухина И. С. Логопедия. 500 занимательных упражнений для развития речи. – М., 1995.
Успенская Л. П., Успенский М. Б. Учись правильно говорить. – М., 1991.
Новоторцева Н. В. Рабочие тетради по развитию реи на все звуки. – Ярославль, 1996.
Нищева Н. В. картинки и тексты для автоматизации звуков разных групп. – СПб., 2013.
3. Технология развития восприятия и понимания речи:
Слепович Е. С. Исправление речи у детей. – Минск, 1983.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М., 1993.
4. Технология исправления и развития слоговой структуры слова.
Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов у детей.
Маркова А. К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией / Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – М., 1961
Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М., 2001
Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. – М., 2001.
5. Технология обогащения и активизации словарного запаса:
Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М. 1973г.
6. Технологии формирования грамматического строя речи:
Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста. Практическое пособие М., 2005г
Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. — М. 2000.
Ткаченко Т. А. Формирование лексико — грамматических представлений. Логопедическая тетрадь. — СПб. 1999.
Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М,1981.
Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление ЗРР. - М. 1973г
7. Технологии формирования словоизменения и словообразования:
Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. – С — ПЛ 1999г.
8. Технологии формирования связной речи:
Ткаченко Т. А. Схемы для составлений дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. - М. 1981
Коноваленко В. В. Развитие связной речи. (Зима; Осень; Весна) - М. 2001.
Коноваленко В. В. Коноваленко СВ. Формирование связной речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. -М. 2003.
Глухов В. П. Формирование связной речи. – М., 2004.
Воробьева В. К. Методика развития связной реи у детей с системным недоразвитием речи. – М., 2006.
Ткаченко Т. А. Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников. – М., 2001.